::::: Главная ::::: История ::::: Фотогалерея ::::: Контакты ::::: Гостевая книга :::::

О таинстве святаго крещения

Помещаемый ниже текстъ представляетъ собой сжатое изложение обзора писаний Св. Отцовъ и Св. каноновъ Церкви составленнаго известными святогорскими богословами монахами-исихастами XVIII века самымъ извъстнымъ изъ которыхъ является, пожалуй, признаваемый однимъ изъ Отцовъ Церкви преп. Никодимъ Святогорецъ (духовнымъ отцомъ этихъ монаховъ-исихастош. былъ ев Макарий Коринфский). Сей обзоръ былъ составленъ на св. горе Афонъ для выявления отношения Св. Отцовъ и Церкви вцеломъ къ практике принятия въ Православие еретиковъ, получившихъ до своего обращения къ Св. Церкви обрядъ крещения въ форме обливания или кропления, а также самихъ по себъ форм такого крещения. Составители подчеркиваютъ, что въ данном приложении стиль и языкъ Св. Отцовъ и отцовъ-святогорцевъ передан максимально близко къ оригиналу.

Включение въ сию книгу даннаго приложения представляется весьма благовременнымъ, поскольку въ настоящее время въ связи с общимъ отступлениемъ (апостасией) отъ Православия среди прочего повсемесчно ширится нечестивая практика отвержения повеления Господня, учения Св. Отцовъ и Церковныхъ каноновъ в отношении Крещения — этого основополагающаго Таинства Св. Церкви. Составители полагаютъ, что народъ Божий должен знать о таком предательстве Православия. Немаловажнымъ является и тотъ фактъ, что такое пренебрежение богоданнымъ чиномъ Крещения можетъ иногда приводить къ тому, что неправильно крещенный человекъ становится одержимъ бесами или совершаетъ тяжкие грехи определеннаго рода въ совсемъ еще юномъ возрасте.

* * *
Братие, спросимъ себя: кто съ пришествиемъ въ миръ нашего Господа и Спаса Иисуса Христа можетъ спастись? Господь отвечает: иже веру иметъ и крестится, спасенъ будетъ. (Марк 16.16).То есть, тот, кто верует и Крещенъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа тремя погружениями и тремя поднятиями въ освященныхъ водахъ cв. Купели. (Матф. 28.18).

Православная Церковь, получившая сие повеление отъ самаго Бога, совершаетъ таинство св. Крещения, согласно св. Симеону Солунскому, следующимъ образомъ: «взявъ крещаемаго за голову, и погрузивъ единожды въ воду, священникъ восклицаетъ: «Крещается рабъ Бож;й (имярекъ) во имя Отца [Аминь]», и тотчасъ поднимаетъ крещаемаго изъ воды. Затъмъ онъ погружаетъ его опять, глаголя: «и Сына [Аминь]», и опять [онъ немедленно] поднимаетъ крещаемаго изъ воды. Затемъ въ третий разъ священникъ погружаетъ его, глаголя: «и Святаго Духа [Аминь]». Такимъ-то образомъ крещаемый сподобляется Божественнаго Крещения».

Любой священникъ, не совершающий Таинство такимъ образомъ, т.е. тремя полными погружениями и тремя поднятиями, кроме смертной нужды, естественно не совершаетъ Крещения, но действуетъ нечестиво и оставляетъ человека некрещеннымъ. Такие священники вместо того, чтобы совершать Крещение, подаютъ приступившему креститься вместо хлеба камень и вместо рыбы — змию, ставятъ его въ св. Купель съ небольшимъ количествомъ воды въ ней — или «внутрь [таза или иного] бассейна, — какъ со скорбью отмъчаетъ преп. Никодимъ Святогорецъ, — гдъ только, небольшая часть ногъ крещаемыхъ дътей [или взрослыхъ] покрыта водой» — и поливаетъ на нихъ сверху немного воды, или брызгаетъ на нихъ водою, какъ это делаютъ еретики-паписты, у которыхъ нетъ Таинства Крещения и которые не крещены. (Кормчая книга. преп.Агапия и Никодима Святогорца. 8-изд. Афины, 1976).

Поэтому тъ кто такимъ образомъ ложно крещены, или чье Крещение было совершено безъ полнаго и четкаго вычитывания последования Таинства, или кто былъ не полностью помазанъ освященнымъ елеемъ, или кто былъ неправильно миропомазанъ, иногда испытываютъ бесовския искушения, которыя побеждаютъ ихъ, и, когда они [дъти] взрослеютъ и приходятъ въ возрастъ — напримеръ, въ семнадцать летъ или около того — погружаютъ ихъ въ тяжкие грехи обычно плотские. Объ этомъ свидетельствуетъ множество Св. Отцовъ. Св. Симеонъ Солунский, обобщая ихъ мнения пишетъ что «они [неправильно крещенные] страдаютъ отъ этихь [искушений] именно потому, что священники, которые крестили ихъ, пренебрегли вычитываниемъ молитвъ на. изгнание бесовь или другими [сторонами] священнаго последования»

Сказавши выше о надлежащемъ образе последования Св. Кре-щения, Св. Отцы объясняютъ важность правильнаго Крещения и съ богословской, мистической стороны Таинства.

Таинство Крещения, кроме всякаго буесловия, должно есть исполнять согласно повелению Господню, святоотеческимъ правиламъ и церковному преданию. Ибо мы въ Церкви Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа приняли отъ Него и отъ Святыхъ Отцовъ одно и только одно Крещение, Крещение Единой Церкви, кое мы и исповедуемъ въ символе Въры. Сие Крещение есть то, которое совершается въ Ней тремя погружениями и поднятиями, ибо самое слово «крещение» именно и означаетъ погружение. Посему те, кто не сохраняютъ троекратныхъ погружений при Крещении, не имеютъ Крещения Церкви въ самомъ буквальномъ смысле. (О. Неофит Кавсокаливит (1784г), Кормчая книга).

Более того, по словамъ Св. Отцовъ, «обряд крещения яляется богохульнымъ и безполезнымъ въ силу его совершенной неправильности въ отношении...[отсутствия] трех погружений. (о. Константина Пресвитера(1857г.), Афины, 1862 г.).

Крещать тремя погружениями научилъ и повелел Сам Господь; и сие свидетельствуютъ все Апостольские, соборныя и отеческия правила. Мы веруемъ именно въ такое Крещение и именно сие единственное Крещение мы исповедуемъ как неповторяемое. Ибо Церковь исповедуетъ единое Крещение не только потому, что Она никого не крещает дважды, но и потому, что Она крещает каждаго однимъ и темъ же Крещениемъ, а не так чтобы однихъ тако, а иныхъ — инако.

Изменение богоданной формы Крещения въ Церкви, без какой либо острой [смертной] необходимости, есть непростительное нарушение Апостольскаго Предания, есть деяние анафематствованное, гнусное и отвратительное, есть грехъ смертный. (Свят. Досифей Иерусалимский, труды о. Константина Пресвитера, там же).

Хотя нововведение въ отношении Крещения не есть ересь, т.е, не носитъ догматического характера согласно точному значению сего слова, сие нововведение есть отвратительная и омерзительная практика, нисколько не очищающая и однозначно еретическая. Ибо она есть нечестивое нововведение еретиковъ и фальсификация преданной [намъ Отцами] формы. Иными словами, это нововведение есть плодъ ереси. (Протопр. Георгий Металлинос, Св. Гора Афон, 1994). Крещение соответствуетъ догматам Веры и троекратное погружение также есть догматъ. (св. Василий Великий, О. Неофит Кавсокаливит, Канон I.) Образ Крещения не есть простая «церковная практика», которая можетъ изменяться въ зависимости отъ местныхъ обычаевъ или традищй, но принадлежитъ къ области самой Веры. И потому, отличать исповедоване [Въры] отъ формы Крещения не позволительно, ибо «Вера и Крещение суть два образа, неотъемлемые другъ отъ друга и неразделимые; ибо Вера совершенствуется Крещениемъ, а Крещение основывается на Вере». Правильное исповедование Веры должно сопровождаться «совершеннымъ» Крещениемъ, ибо только такое Крещение в свою очередь совершенствуетъ Веру.

То, что троекратное погружение необходимо для утверждения таинства, естественно приличествуетъ его догматической сущности. Тремя погружениями мы исповедуемъ догматъ божественной и самовластной Троицы, призываемой во время молитвъ, и не только сие [имеетъ место], но также и догматъ возстания Христа, Бога нашего и Спасителя, ибо три погружения и три возстания символически повторяютъ Его смерть, погребение и воскресение въ третий день. Более того, Святые Отцы учатъ, что самая форма Крещения не есть простой символъ, но самая реальность, ибо крещаемый воплощаетъ смерть Господню въ себе самомъ. То есть, крещаемыи человекъ умираетъ и погребается съ Христомъ въ водахъ Крещения. Какъ, спрашивается, можетъ умереть и спогребстись Господу облитый или окропленный человекъ?

А если кто вопреки Св. Церкви желаетъ крестить не такъ, какъ мы приняли отъ Св. Отцовъ, т.е, не погружениемъ, а кроплениемъ или обливаниемъ, то справедливо и прилично будетъ, чтобы таковый, въ прямое продолжение и завершение своего невегласнаго и юродиваго самоумия, завещалъ, чтобъ не хоронили его полностью въ землю после его смерти, какъ это принято у благочестивых христиан, а, сообразно его же тщеумному мудрованию, только немного обсыпали землей да и оставили лежать где нибудь на поверхности на поругание и всякое нечестие, подобно тому какъ и сей при жизни предавалъ народъ Божий своимъ нечестивымъ крещением на посмеяние демонамъ, ибо и крещение и смерть оба глаголются быти погребение. А когда таковый не пожелаетъ тако быть похороненъ, то тутъ бы ему и покаяться да и престать отъ своих прелестныхъ помрачений.

Сице да всякий уразумеетъ яко безъ троекратнаго погружения невозможно намъ иметь въ себе подобие Христовой смерти и трех дневнаго погребения. И опять, православное Крещение в то же время запечатлъеваетъ схождение во адъ души Спасителя. Сего-то ради въ уподоблении Христову погребению тело крещаемаго человека преобразуется Богомъ, въ то время какъ уподоблением схождению во адъ обожается его душа.

Въ 7-мъ правиле Св. II-го Вселенскаго Собора отвергаются какъ безполезныя и неимеюищия силы все крещения, где темь или инымъ образомъ изменена форма Таинства. То есть, вместе с безумными евномианами, погружавшими лишь единожды, отвергается апостатное, совершаемое, какъ прежде указалось, без крайней и смертной нужды обливание; при этомъ объ окроплении не можетъ быть вообще никакой речи. И почему въ томъ же каноне приемлютъ Св. Отцы, хотя и по снизхождению, т.е, икономии, крещение арианъ-еретиковъ и прочихъ, принимая ихъ через миропомазание, а оное отъ евномианъ отвергаютъ? Того только ради, что ариане и прочие сохранили законную богоданную форму крещения, крестили тремя погружениями [хотя и не въ православно испо ведуемую Св. Троицу], а евномиане — нетъ. И потому последние принимались какъ язычники, т.е, должны были креститься. «Эти люди или вообще не крещены, или — если они крещены, — не крещены по православному обычаю, по какой причина они и не признаются крещенными». (Кормчая книга, стр. 164). «А что касается римо-католиковъ, то они не крещены даже и однимъ погружениемъ, а потому и совершенно не крещены. Такимъ образомъ, когда они каются и приходятъ къ Церкви, они должны быть крещаемы». Сие есть установление Св. Отцовъ о томъ, какъ подобаетъ относиться къ измененной форме Крещения. И не случайно изменяющихъ форму Крещения на, напримеръ, единократное погружение Св. Церковь повелеваетъ извергать изъ сана.

Итакъ, когда Св. Церковь въ Своемъ предании и ученияхъ Св. Итцовъ отвергаетъ богомерзкое изменение формы Крещения, Она отвергаетъ не просто «форму», но нечто гораздо большее: именно неповиновение Христову повелению: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа и неверность церковному Священному Преданию. (Матф. 28.19). А сие Св. Предание, если не содержится во всей своей полноте, какъ полнота жизни, — рискуетъ стать чуждымъ и потерявшимъ свою силу. И св. Афанасий Великий велегласно провозглашаетъ: «Более мудрымъ чемъ всъ человеки и все соборы является Священное Писание, а оно требуетъ, чтобы те, кто веруетъ во Христа, были не облиты въ Крещении [какъ делаютъ еретики], а погружены» и «тотъ, кто [въ Крещении] окропленъ или облитъ [еретиками] оскверняется нечестиемъ вместо того, чтобы быть обновленнымъ во Христе». Ибо обливание и темъ более кропление не можетъ даже и считаться Крещениемъ. Первое есть неканоническое нововведение, а второе просто противоречить Св. Писанию и не имеетъ, согласно Св. Отцамъ, характера подлиннаго и правильнаго Крещения.

Св. Отцы признаютъ, разумеется, те случаи «экстреннаго» Крещения обливаниемъ въ Св. Церкви, когда крещаемому угрожаетъ смерть и онъ, какъ тяжко болящий, не имеетъ возможности подняться со своего одра. Однако и тогда Крещение совершается полнымъ орошениемъ и обливаниемъ всего тела, а не такъ, какъ делаютъ потерявшие страхъ Божий нечестивцы. Но даже несмотря на то, что Св. Церковь приемлетъ такое обливательное Крсщение тяжко болящихъ, Она всегда смотрела на крещенныхъ такимъ образомъ людей съ сомнениемъ какъ на запечатленныхъ не полной печатью, и потому, если они выздоравливаютъ, Св. Церковь запрещаетъ подавать имъ священный санъ и быть вообще въ списке клира.

А что некие буесловы плетутъ детския басни и говорятъ будто Миропомазание «восполняетъ» недостатокъ нечестивой формы Крещения, то сего быть не можетъ, ибо Миропомазание есть Таинство, отдельное отъ таинства Крещения, оно только делаетъ уже надлежащимъ образомъ крещеннаго человека причастникомъ Христова Царствия. И потому, хотя бы иной и причащался уже Св. Таинъ въ Христовой Церкви, сие никакъ не можетъ воспрепятствовать исправлению неправильно совершеннаго надъ нимъ крещения, аще таковое обрящется уже после причащения. Ибо Св. Отцы не только что после причащения, но и после рукоположений повелевали неправильно крещенныхъ и потому неправильно принятыхъ въ Св. Церковь еретиковъ [т.е, вопреки свидетельствамъ Св. Отцовъ и церковному преданно] извергать изъ сана, если они получили таковой въ Св. Церкви, и всехъ ихъ крестить Православнымъ Крещениемъ и уже потомъ, если обрящутся достойными, заново рукополагать ихъ.

Итакъ, тотъ, кто не былъ крещенъ законнымъ каноническимъ образомъ и обновленъ [во Христе], не можетъ стать причастникомъ Христова Царствия просто будучи миропомазанъ, ибо обновление такого человъека совершается не въ Миропомазании, а въ Крещении, которое также соединяетъ его [съ Христомъ] уподоблениемъ Его смерти. Теперь возникаетъ вопросъ, что подобаетъ совершить надъ теми, кто крещенъ неправильно? Именно то, что Православная Церковь повелеваетъ въ Своихъ Св. канонахъ, которые не приемлютъ неправильно совершенного Крещения.

Итакъ, все, кто не крещены надлежащим образомъ тремя погружениями и поднятиями, но ложно крещены поливаниемъ воды и тому подобным, суть не крещены какъ это объявлено Св. Отцами въ отношени римо-католиковъ. А все те, кто не считаются крещенными, должны быть крещены законнымъ Крещениемъ Православной Церкви, согласно Православной Въре, на спасение души. Ибо иже веру имет и крестится, - говорит Господь, въ «едино Крещение» Символа нашей Веры, — спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет. Имеяй уши слышати, да слышит. (Марк. 16.16).

Сейчас крестить всех подряд нельзя — не время (только редких верующих)

Самим научиться Евангельскому образу жития, еще учиться (чтобы хорошо владеть языком, и знать обычаи того народа куда идешь проповедывать и крестить), затем идти учить («идеже несть учения души, несть добра») и только потом крестить (Митрп. Платон. «Владимир поспешил, а греки слукавили, — невежд ненаученных окрестили»).

Итак, во Христа-то мы крестимся, да во Христа не облекаемся. Тщетно такое крещение. Одно водное крещение невежде к приобретению жизни вечной не служит.

(Св.Кирил Иерусалимский. — «Симон Волхв в купели тело омочи водою, но сердце не просвети духом, и сниде, и изыде телом, а душою не спогребеся, и не возста». Что окрестился, что выкупался, все равно христианином не был»).

Будут и крещеные, которые услышат «не вем вас», и не крещеные, которые от дел совести оправдятся и внидут, яко хранившие правду и истину.

«Да просветится свет твой пред человеки, когда увидят добрыя твоя дела».

Почему сейчас нельзя крестить? Что препятствует?

– языческие, дремучие, иждивенческие и извращенные понятия, а также и отношение как к вере во Христа, как и к Церкви, так и к самому Таинству Крещения.

– невозможность учителя (священника), в дальнейшей жизни крещенного, научать и воспитывать его в духе веры Христовой, в том числе и посредством Св. Таинств Церкви.

К слову: Повесть из первых веков христианства.

Жили два друга — христианин и язычник, из коих первый часто говорил говорил последнему о христианстве и так ему этим надокучил, что тот, будучи до тех пор равнодушен, вдруг стал ругаться и изрыгать самые злые хулы на Христа и на христианство, а при этом его подхватил конь и убил. Друг христианин видел в этом чудо и был в ужасе, что друг его оставил жизнь в таком враждебном ко Христу настроении. Христианин сокрушался об этом и горько плакал, говоря: «Лучше бы я ему совсем ничего о Христе не говорил,– он бы тогда на него не раздражался и ответа бы в том не дал». Но, к утешению его, он известился духовно, что друг его принят Христом, потому что, когда язычнику никто не докучал настойчивостью, то он сам с собою размышлял о Христе и призвал его в своем последнем вздохе. А Христос, тут и был у его сердца: сейчас обнял и обитель дал.


Внутри нас живет и любовь и вера, от туда благодать идет. Сердцем одним ее только и вызовешь, а не разумом. Разум ее не созидает, а разрушает: он родит сомнения, а вера покой дает и радость.

Вернуться к оглавлению




Hosted by uCoz