::::: Главная ::::: История ::::: Фотогалерея ::::: Контакты ::::: Гостевая книга :::::

О христианском звании

«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Ефес. 4, 1-2).

В своем апостольском послании к Ефесянам Апостол Павел указывает нам, что каждый из нас был поставлен на свое место в нашей обыденной жизни Промыслом Божиим. Не имеет значения, какое положение каждый из нас занимает и какие обязанности мы выполняем как члены общества: как начальник или подчиненный, как глава семейства или просто один из его членов. Все мы - христиане, и поэтому должны следовать Христову учению, о котором Апостол нам и напоминает.

«...поступайте достойно звания, в которое вы призваны» , подчеркивает св. Апостол Павел.

О каком звании говорит Апостол? О том, в которое мы все призваны — о звании христианском. Как христиане мы должны жить и быть христианами в нашей повседневной жизни. Мы отличаемся от нашего окружения, и если мы чувствуем себя иными — так оно и должно быть.

В истории Церкви первых трех веков, когда Христианская Церковь преследовалась римской империей, или, вернее сказать, язычниками римской империи, было много очень интересных, очень замечательных примеров в жизни первых христиан. Мы все слышали из истории о римском праве, которое впоследствии стало основой большинства существующих правовых структур. Один из элементов этого права была запись протоколов всех законных актов и судебных процессов, включая и судов над христианскими мучениками. В одном из таких протоколов мы находим разговор между военным губернатором, который возглавлял суд, и римским офицером, который стал христианином и был судим, за измену римской религии. Эти записи производились римскими судебными стенографами очень точно. Одновременно во многих случаях записи делались и христианами, находившимися среди присутствующих на суде. Эти два рода записей стали потом основанием для наших книг Житий Святых. Мы не будет углубляться в это подробно, но только коснемся той интересной части, которая имеет отношение к учению св. Апостола Павла о том, чтобы «...достойно поступать звания, в которое вы призваны...»

Для того, чтобы лучше понять вопрос губернатора и ответ подсудимого офицера-христианина, нужно помнить, что римская армия состояла из легионов, в которых часто половина или больше солдат были христианами, и даже бывали случаи когда весь легион был христианским вместе со своим военачальником. Христианские легионы были очень надежными и очень храбрыми, и во многих случаях составляли ядро римской армии. Однако, по приказу римского императора, гонение на христиан касалось всех, независимо от того положения, которое христианин занимал в римском обществе. Таким образом, христианские легионы в римской армии были уничтожены не врагами римской империи, а приказом самого римского императора.

В разговоре между губернатором и офицером-христианином губернатор спросил последнего, почему он и его воины не сопротивлялись тем, которые пришли их обезоружить? Ведь они, будучи более превосходными воинами, легко могли бы победить. Офицер-христианин отвечал так: «Мы являемся свидетелями Христа, и отдавая нашу жизнь, мы свидетельствуем о том, что мы есть то, что мы есть. Христиане делают то, что Бог послал их делать, т.е. ходить достойными звания. Если бы мы боролись, мы были бы такими как вы: язычниками у которых нет звания, нет достоинства, а самое главное — нет вечности, ни жизни со Христом. Если бы мы боролись, мы выиграли бы битву, но потеряли бы вечную жизнь, были бы недостойны нашего христианского звания, в которое мы были призваны, как говорит Апостол Павел. Мы подчиняемся закону покуда он не нарушает наши христианские законы. Мы являемся этому свидетели».

По показаниям некоторых историков, две трети римской империи были уничтожены своим же правительством. Только быть христианином уже влекло за собой сметный приговор. Церковь всегда учила, что каждый христианин должен быть осторожным и не отдавать своей жизни без указания Промысла Божия. Много было случаев, когда христиане сперва скрывались от гонений, но, будучи призваны посланными от Бога обстоятельствами, до конца держались своей веры.

В настоящее время все больше делается попыток воспроизвести через кинематограф жизнь и мученические страдания первых христиан. Где заметно проявляется непонимание истинного христианства и его силы. Один важный фактор, который полностью отсутствует в поставленных людьми фильмах о раннем христианстве: это то, что выдерживать все те мучения, которым подвергались христиане, было возможно только лишь с помощью благодати Божией. Это очень ясно видно из житий святых мучеников, но всегда скрывается в человеческих постановках. Было записано много разговоров, которые происходили в то время, как христианина мучили, а он или она отвечали очень логично, разумно и определенно. По нашим человеческим меркам это было бы невозможно делать, если бы не помощь силы Святого Духа свыше.

Действительно ли закончились гонения на веру христианскую? Не думаю. Выражение «невидимая брань» нам все знакомо. Брань продолжается. Гонение лишь принимает иные формы.

Когда христианство преследовалось - оно возрастало, т.е. гонения способствовали процветанию христианства. Ранний церковный историк Тертуллиан сказал: «Мученики — это семя христианства».

Нападки на христианство и христианскую добродетель начинаются внутри нас. Это и есть та невидимая брань, которой каждый из нас подвергается и которая является иной формой гонения, при котором мы должны бороться с собой, с нашими привычками, нашим непониманием жизни, а самое трудное — с нашими мыслями, которые влагаются в наш ум врагом человечества. Эта брань не легче физических гонений, т.к. мы не очень ясно видим наших врагов. Это современные гонения на нашу христианскую добродетель в итоге сказываются на расслаблении христианства. Иными словами, дьявол объявил войну Христу, стараясь уничтожить каждого христианина, но потерпел поражение, а христианство продолжает процветать; теперь же он действует через наш ум и нашу гордость, которая может уничтожить все христианские добродетели если мы не будем бдительны, и в этом, кажется, человечество проигрывает.

Вот поэтому слова Апостола Павла ко ефесянам относятся не только к историческим событиям, но и являются указанием, которому мы должны следовать.

Во время гонений христианство процветало, а сейчас оно увядает. Остается лишь видимость христианства, а дух его быстро испаряется.

Быть как другие не значит, что все другие подобны нам.

Православие является маленьким островком в океане теплохладных людей, которые называют себя христианами или даже православными христианами, но хорошо помнить те божественные слова, которые св. Иоанн Богослов написал в книге Откровения: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 16).

Да оградит нас Господь от этого! Аминь.
Протоиерей Игорь Гребинка

Вернуться к оглавлению




Hosted by uCoz