::::: Главная ::::: История ::::: Фотогалерея ::::: Контакты ::::: Гостевая книга :::::

Архиепископ Аверкий.
Его значение для вселенской православной церкви


"Увы! Замолкли его золотые уста"

Слишком часто мы, православные христиане, принимаем, как само собою разумеющееся, великих людей, живущих среди нас, не ценим их так, как следовало бы, пока они не покинут нас, но даже и тогда не можем их правильно оценить, забываем их важность, позволяем кануть в лету их поучениям. Архиепископ Аверкий -- Александр Павлович Таушев, родившийся 19 октября (1 ноября) 1906 года в Казани, -- был благородного происхождения. Отец его служил правительственным чиновником, побывал во многих уголках России, что дало возможность юному Александру близко познакомиться с народом -- сердцем святой Руси, с ее монастырями, чтимыми местами; память о них он хранил всю жизнь, хотя покинул родину очень молодым. Уже в юном возрасте он интересовался книгами духовного содержания, такими, как "Невидимая брань", и с 7-8 летнего возраста начал чувствовать чуждость мирской жизни и еще неосознаваемое влечение к жизни монашеской.

В 1920 году, в разгар гражданской войны, семья Таушевых с великой скорбью в душе покинула Россию. Остановились в болгарском городе Варна, где Александр до 1926 года посещал школу. В это время духовное влияние на него оказывали, главным образом, местный приход и его священник -- отец Иоанн Слунин.

В 1925 году в Варну приехал архиерей, который сыграл в жизни Александра определяющую роль: архиепископ Феофан Полтавский, -- строгий монах, молитвенник и богослов в истинной святоотеческой традиции (С жизнеописанием святителя Феофана Полтавского можно познакомиться в книге Ричарда (Фомы) Бэттса и Вячеслава Марченко "Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873 -- 1940)", изданной Братством преподобного Германа Аляскинского и Российским Отделением Валаамского Общества Америки в Москве в 1994 и 1996 годах. -- Прим. ред.). После столь знаменательной встречи с ним юный студент решил стать монахом. По благословению владыки Феофана он поступил на Богословский факультет Софийского университета и, блестяще окончив его в 1930 году, получил назначение в Карпато-Россию (Чехословакия). В 1931 году он принял монашеский постриг, а в следующем году рукоположен в иеромонаха. Служил на разных приходах, но был правой рукой у настоятеля монастыря святителя Николая, расположенного в деревни Иза. Вскоре батюшка принял на себя обязанности редактора епархиального издания и преподавал катехизис в средних школах.

Когда в 1940 году Карпато-Россию оккупировали венгры, отец Аверкий уехал в Белград, где служил под омофором первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия. Он читал разные курсы для семинаристов и для мирян.

В 1945 году Синод епископов переехал в Мюнхен. Молодой иеромонах последовал за ними и продолжал там свою работу по религиозному воспитанию молодежи. В 1950 году Синод назначил его председателем комитета по Миссионерскому образованию. Приехав в 1951 году в Америку, он был приглашен во вновь основанную в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) Свято-Троицкую семинарию преподавателем Нового Завета, литургики и гомилетики. В 1952 году отец Аверкий стал ректором семинарии. В следующем же году состоялась его хиротония в епископа Сиракузского, а в 1960 году, по смерти архиепископа Виталия (Архиепископ Виталий (Максименко). О нем можно прочитать в книге протоиерея Николая Депутатова "Богосознание", изданной Валаамским Обществом Америки -- Прим. ред.), владыка Аверкий стал настоятелем Свято-Троицкого монастыря. До самой смерти он продолжал свой всежизненный труд -- просвещал православных верующих: и будущих пастырей в семинарии (в те годы семинария ежегодно выпускала около ста священников), и тех, кто читал издания монастыря -- серьезные богословские работы. Его проповеди часто публиковались (раз в два месяца) в монастырском периодическом издании "Православная Русь". Выходили и собственные книги -- по гомилетике, на толкование Нового Завета (два тома), сборники проповедей и статей, труд о житии возлюбленного аввы, архиепископа Феофана, включающий его письма.

Все труды архиепископа Аверкия проникнуты любовью к Истине Божией, праведным рвением и настоятельными поучениями другим следовать за ней. Щедрость, с которой его златые уста изливали сладкий мед чистого православного учения, особенно в последние, самые плодотворные годы жизни, возможно, скрыла от нас редкие, и даже уникальные стороны его учения. Мы так привыкли к его вдохновенным и смелым словам, что не замечали главного: он был практически единственным иерархом Зарубежной Церкви, писавшим с такой ревностью и возвышенным дерзновением в защиту Православия. Некогда Церковь знала множество святых отцов, выступающих против многочисленных ересей, нападавших на нее и порознь, и вместе. Но в наши дни, когда православные христиане проявляют хладность к Православию и практически все поместные Церкви поддаются отступничеству, голос его был едва ли не единственным, продолжавшим твердо и смело, несмотря на его многочисленные старческие недуги, изрекать Истину.

Его взгляд на современный мир был трезвым, точным и полностью соответствовал духу священного Писания и святых отцов Церкви. Он учил, что мы живем в век отступничества от истинного христианства, когда "тайна беззакония уже в действии", она вступила в свою последнюю стадию подготовки к явлению того, кто назван "человеком греха", антихристом (2 Сол. 2, 3-12). Архиепископ Аверкий проследил развитие этого отступничества, особенно, со времени схизмы римской Церкви (1054) и далее: эпох гуманизма, ренессанса и реформации, французской революции, материализма и социализма XIX века, кульминацией которого стали "русские" революции 1917 года, уничтожившие последнюю преграду, удерживающую мир от прихода антихриста.

Он пишет: "Быть истинно православным христианином готовым на смерть ради сохранения верности Христу Спасителю в наши дни гораздо труднее, чем в первые века христианства".

В наше время гонения против христианства все чаще скрытые. "Под прикрытием внешнего доброжелательства, внешней оболочки, которая хорошо выглядит и многих вводит в заблуждение, на самом деле, сегодня повсюду происходят скрытые гонения на христианство... Эти гонения гораздо опаснее и страшнее, чем прежние открытые преследования, ибо они угрожают полным разрушением душ -- духовной смертью".

Он часто цитировал слова епископа Феофана Затворника о последних временах: "Хотя повсюду будет слышаться Христово имя и повсюду будут церкви и церковные службы, все это будет лишь внешне, а внутри -- настоящее отступничество".

В подтверждение этих слов архиепископ Аверкий пишет:

"Христианский мир, это страшно сказать, представляет сегодня пугающую, безрадостную картину глубочайшего религиозного и нравственного упадка". Искушение мирскими соблазнами, комфортом не оставляет Богу места в душе. "Служители антихриста более всего стремятся изгнать Бога из жизни людей, чтобы люди, удовлетворяясь материальными благами, не чувствовали бы никакой потребности обращения к Богу в молитве, не вспоминали бы Бога, а жили бы так, как будто Он не Существует. Поэтому весь образ жизни в наше время в так называемых "свободных" странах, где нет открытого кровавого преследования за веру, где каждый имеет право верить, как желает, представляет даже большую опасность для души христианина (чем открытые преследования), так как он полностью привязывает его к земле, заставляет забыть о Небесах. Вся современная "культура", направленная на чисто земные цели и бешеный ритм жизни, связанный с нею, заставляют человека постоянно находиться в состоянии опустошенности и рассеянности, что не дает ему возможности, по крайней мере, глубоко заглянуть в свою душу, и так в нем постепенно умирает духовная жизнь". Вся общественная жизнь в соименном мире -- это подготовка к приходу антихриста. "Все, что происходит сейчас на высших уровнях религиозной, общественной жизни, в правительствах... это ничто иное, как деятельная подготовка слуг приближающегося антихриста к его будущему царствованию", "эта работа делается в такой же мере "христианами", как и нехристианами". Обрисовав столь печальную картину настоящего и будущего, архиепископ Аверкий призывает православных христиан бороться против сего мирского духа, суть которого зло. "Все, желающие в наше время сохранить верность Христу Спасителю, должны особенно беречься любых привязанностей к мирским благам, не обманываться ими. Особенно опасно уступать всяческим желаниям сделать себе карьеру, имя, достичь власти и влияния в обществе, обрести богатство, окружить себя роскошью и комфортом".

Возжелавшим бороться за сохранение веры, архиепископ Аверкий предлагает серьезней и возвышающий способ -- исповедничество: "Для православной веры, которая повсюду подвергается открытым и скрытым нападкам, давлению и преследованиям со стороны слуг грядущего антихриста, настало время исповедничества, исповедничества постоянного, если необходимо, до самой смерти". Мы должны быть истинными христианами, не поддающимися духу времени, а соделывающими центром своей жизни Церковь...

Предстоящий нам путь, несмотря на все обманчивые обещания современного "прогресса", -- это путь страданий: "Господь ясно сказал, что не "прогресс" нас ожидает, а еще большие испытания и несчастия из-за роста беззакония и охлаждения любви; когда Он придет, то едва ли найдет веру на земле (см.: Лк. 18, 8)".

Сила истинного христианства в предстоящие ужасные времена -- в апокалиптическом ожидании Второго Пришествия Христа: "Настрой на постоянное ожидание Второго Пришествия Христа и есть настоящий христианский настрой, который молитвенно взывает ко Господу: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Ал. 22, 20). А противоположный этому настрою -- это, несомненно, дух антихриста, который всячески стремится отвлечь христиан от мысли о Втором Пришествии Христа и последующем за ним воздаянии. Уступающие этому духу подвергаются опасности не распознать антихриста, когда он явится, и попасть в его сети. Именно это является самым страшным в современном мире, наполненным всевозможными уловками и соблазнами. Слуги антихриста, как предостерегал нас Сам Господь, постараются "прельстить, если возможно, и изб ранних" (Мф. 24, 24). Но мысль об этом да не будет угнетать и сокрушать нас, но напротив, как сказал Сам Господь: "Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21, 28)".

Архиепископ Аверкий был православным ученым, неуклонно следовавшим традиции святоотеческой мысли, которая дошла до наших дней от древних отцов и которую он впитал, в основном, от своих собственных учителей -- от святителя Феофана Затворника (1894) непосредственно через святителя Феофана Полтавского, Нового Затворника (1940). Безупречный учитель православной нравственности и духовной жизни, он является для нас также выдающимся руководителем в вопросах богословия и творениях святых отцов.

В наши жалкие времена мало святых. Но даже если мы и не видим около себя таких несгибаемых праведников как он, с нами остается его учение, которое может быть нашим маяком в надвигающиеся на нас еще более темные дни, которые он предвидел; тогда Церкви, возможно, придется бежать в пустыню, как жене Апокалипсиса (ст. 12) -- Церкви последних времен.

Отец Серафим (Роуз)

Вернуться к оглавлению





Hosted by uCoz