::::: Главная ::::: История ::::: Фотогалерея ::::: Контакты ::::: Гостевая книга :::::

Божественный свет

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники перед иконой, имеют важное духовное значение. Свеча есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть свидетельство веры, причастности человека Божественному свету. Cвеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у икон которых верующий ставит свою свечу.

Воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность. Как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в грехах. Как вещество сжигаемое, означает очищение нашего естества божественным огнем. Как вещество, составленное из множества цветов, означает приношение всех христиан. Как вещество, собираемое с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа. Как вещество, в котором горит огонь или самый свет, постоянно горящий, означает соединение и крепость нашей любви и мира. В виду такого значения воск служит лучшим материалом для нашего жертвенного приношения Господу.

Уже у первых христиан существовали церковные свечи, делавшиеся из воска. Похищение воска или елея каралось отлучением от Церкви: "Аще кто из причта, или мирянин, из святыя Церкви похитит воск, или елей: да будет отлучен от общения церковного, и пятирицею да приложит к тому, что взял" (72 правило Св. Апостол). Воск означает также чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Исходя из всего вышесказанного, в жертву Богу можно приносить только восковые свечи.

Даже в наши дни, когда химия почти истребила пчел, в церковных свечах обязательно содержится воск, иначе они теряют свое значение и перестают быть жертвою Богу. Горение воска в свече означает Божественный свет, отличный от того света, которым пользуются для простого освещения в миру, ибо Церковь – это Царствие не от мира сего (Ин. 17, 14-16; 18,36). Парафиновые и стеариновые свечи, продающиеся в магазинах для освещения жилищ, бессмысленно возжигать перед иконами, ибо они не имеют никакого значения, а всего лишь освещают сей мир, во грехе лежащий.

Домашний иконостас

По древней христианской традиции в каждом жилище христианина должно быть отведено место для моленных икон ("красный угол"). Это место выбирается на восточной стене. В этом же направлении ориентированы и алтари православных храмов. Восток – наименование Самого Христа, в церковных песнопениях Его иногда называют "Востоком с высоты" или "Востоком востоков". Икона – это вещественный образ невидимого Бога, Пресвятой Богородицы, святых или ангелов. Молясь перед иконами, мы поклоняемся не дереву и краскам – это было бы идолопоклонством, а тем лицам, которые изображены на иконах. Освященные в Церкви иконы имеют особую благодатную связь с иным, духовным и божественным миром, через них приобщаемся к этому миру и мы.

Рядом с иконами не должно быть ничего постороннего (фотографии, календари, картинки, иные посторонние предметы, телевизор). В центре домашнего иконостаса обычно помещается распятие, вырезанное из дерева или литое из меди. (Гипсовые распятия, продаваемые на рынках, для этого не подходят: они не православны, т.е. изготовлены с нарушением канонов Православной Церкви).

В домашнем иконостасе должны присутствовать иконы Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери и наиболее почитаемых в данной семье святых. Обычно это небесные покровители членов семьи, в честь которых они носят имена, а также святые, почитаемые во всем народе, например, св. Николай Чудотворец, св. Пантелеимон Целитель. преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский и другие. Число икон никакими правилами не определяется и зависит от благочестия данной семьи.

Вернуться к оглавлению



Hosted by uCoz