::::: Главная ::::: История ::::: Статьи ::::: Фотогалерея ::::: Контакты :::::

История Голубинского Храма

Зодчие храма Николая Чудотворца (1886-1891) в станице Голубинской Калачевского района оперировали эклектическими формами древнерусского зодчества, варьировали приемами шатрового завершения. В Волгоградской области такой храм единственный.

Первоначально церковь была деревянной (1741). В место нее в 1775 г. Была заложена сосновая с дубовым фундаментом и освящена в 1788 г., в 1806 г. дубовый фундамент заменили на каменный.

Осуществлялось строительство церкви на средства прихожан. Каменную церковь возвели на месте деревянной, которая по одним источникам 15 июля 1875 г., по другим – 1876 г. сгорела от удара молнии. Из-за нехватки денег в 1886 г. были возведены только стены до середины карниза, потому прихожане обратились в Донскую епархию с просьбой о помощи. Строительство закончилось в 1891 г., в этом же году церковь освятили.

Никольская церковь представляет собой массивный куб со скошенными углами на высоком цоколе, дополненный пятигранной апсидой, маленькой по сравнению с храмом, в три оси трапезной, равной по ширине среднему нефу, и колокольней с высоким шатром-«свечей».

Храм завершается пятишатровой группой башеннообразных объемов, а стены – килевидными закомарами. На шатрах вытянутые луковичные главки на высоких шейках. Объемной композиции присущи высокий силует, живописность, сказочность.

Арочные окна вписаны в килевидные перспективные арки, пяты которых опираются на тонкие полуколонки. Перспективные арки на фасадах опираются на спаренные балясины.

Пластичность объемно-пространственного решения подчеркивается декором, навеянным древнерусским зодчеством XVI-XVII вв.

Сильное эмоциональное впечатление на входящих в храм производят его монументальность, тектоника конструкции и стенопись. Внутри пространство Никольской церкви очень эффектно. Интерьер высокий и светлый, центральная часть образована четырьмя массивными пилонами, объединенными подпружными арками, на которые опирается главный световой восьмерик. Изобилие света в храме усиливается за счет окон на угловых восьмериках. Интерьер украшал резной четырехъярусный иконостас, от которого сохранились в плохом состоянии боковые части.

Живопись выполнена в конце XIX в. Она интересна не только своим художественным качеством, но и тем, что дает возможность узнать имена тех, на чьи средства они выполнялись, так как под изображениями имеются надписи с именами жертвователей. Например, на восточных столбах с изображением святых читаем: «Усердием гражданина хутора Ильминского», на западной стене трапезной справа изображены Христос и грешница, а под ними надпись: «Усердием и на средства Д. Е. Харькова» и т. д.

Среди интересных предметов этой церкви Т. М. Минаева называет три иконы: Успения в серебряной ризе и киоте, Распятие и икона Успения резная кипарисовая.

В храме находился медный триптих: Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи, Богоматерь и 12 праздников. Также Апостол конца XVIII в.

(Серебряная В.В. «Культовое зодчество Волгоградской области».)

Голубинская церковь имеет довольно близкую объемную композицию к церквам в Петербурге: Святого Мирония и Святых Апостолов Петра и Павла лейб-гвардии Егерского полка (1849-1855) и Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии конного полка (1844-1849). Оба проекта выполнены архитектором К. Тоном, причем первый был одобрен императором Николаем I и рекомендован как образцовый. Обе церкви в 30-е гг. XIX столетия были снесены. Подобной архитектуры в 1864 г. был выстроен собор Александра Невского в Нижнем Новгороде.

(См.: Русское богатство. СПб., 1898. № 8. С. 138.)

Состояние, в котором находится в настоящее время Храм можно увидеть в нашей Фотогалерее.


Вернуться к оглавлению




Hosted by uCoz