::::: Главная ::::: История ::::: Фотогалерея ::::: Контакты ::::: Гостевая книга :::::

(Из книги "Апокалипсис в учении древнее христианства. Толкование архиепископа Аверкия)
"Соль обуевает": знамение приближения конца

"Нане время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих! Но это -- попущение Божие. Сущий во Иудее да бежат в горы!" -- такими словами характеризовал современную ему церковную жизнь еще свыше ста лет тому наш великий русский светильник, подвижник и духовный писатель -- наставник православно-христианского благочестия святитель Игнатий (Брянчанинов). Не с гораздо ли большим правом можем мы повторить эти грозные, предостерегающие слова его в наши дни! Ибо как раз в этом-то отношении -- в отношении полного духовно-нравственного упадка, дошедшего, кажется, уже до крайних пределов, -- жизнь за эти последние сто лет, особенно со времени катастрофического крушения нашей Родины -- России, действительно далеко ушла вперед. Печальный "прогресс", ясно свидетельствующий, по богомудрым словам святителя Игнатия, о приближении конца!

Куда уж идти дальше, если те, кому вверены человеческие души для руководства ими ко спасению, ведут их не ко спасению, а к вечной погибели?!

Для нас важно, что святитель Игнатий, с ранней юности искренно всей душой стремившийся к подлинной духовно-нравственной жизни и явивший в себе высокий ее образец, пишет не голословно, а переживши все, как мы знаем это из его замечательного жизнеописания. А выводы из пережитых им лично разочарований и огорчений он изложил письменно во многих местах своих "Аскетических Опытов", "Аскетической Проповеди", "Писем к мирянам", "Приношения современному монашеству", "Отечника" и других, дошедших до нас. Эти труды представляют собою ценнейшую библиотеку для каждого интересующегося вопросами духовно-нравственной жизни и, в особенности, для желающего не только "философствовать" (что часто бывает совершенно бесплодно и не на пользу!), но и жить духовной жизнью, как действительно жил ею сам святитель Игнатий. Творения его тем и ценны нам, что все они написаны из собственного духовного опыта.

Нарисовав положительную картину духовно-нравственной христианской жизни в целом ряд своих глубоконазидательных творений, -- как она отобразилась в житиях святых угодников Божиих, на протяжении всей христианской истории, а в особенности -- в наставлениях святых подвижников веры и благочестия первых веков христианства, святитель Игнатий переходит к "последним временам", причем признаки этих "последних времен" указывает уже в современной ему эпохе (сто с лишним лет тому). Для нас ценно то, что святитель Игнатий, как он сам подчеркивает, на все ищет ответы и руководства к действию у древних отцов-подвижников и мало что говорит "от себя" и своими словами, излагая в рассуждениях их мысли и приводя порою дословные их изречения.

Вот как говорит он, например, о современной эпохе в "Заключении" своего "Отечника": "От зрелища, представляемого древностью, обратимся к зрелищу, представляемому современностью. Что должны сказать мы о себе? Как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. "В последнее время, -- сказал один из них, -- те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей, и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями" (4-й ответ прп. Нифонта). Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного отца!"

Чрезвычайно важно это указание! Отсюда и вывод: там, где много шума, саморекламы, искания популярности, то есть: где явно отсутствует смирение, а видно стремление к славе, к возвеличению себя в глазах других действительными или только дутыми, воображаемыми, мнимыми трудами и заслугами -- там нет истинного угождения Богу.

Что же там?

Там -- "одно лицемерство", -- приводит святитель Игнатий слова святителя Тихона Задонскаго.

"Убойся этого лицемерства, -- поучает далее святитель Игнатий. -- Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом -- в других: убойся именно потому, что оно -- в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение... Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям".

Вот -- одна, чрезвычайно характерная черта, особенно свойственная нашему времени, которую как опытный знаток духовной жизни, вскрывает святитель Игнатий, предостерегая нас от нее. Вторая черта, на которую не раз в своих творениях указывает святитель Игнатий, это -- иссякновение благодатных руководителей подлинной духовно-нравственной жизни, а в связи с этим, что особенно важно в наше время знать и помнить каждому искренно ищущему спасения души -- умножение лжеучителей, обманутых бесовской прелестью и влекущих весь мир в этот обман. Сугубая осторожность нам нужна, как многократно предостерегает нас в своих писаниях святитель Игнатий, чтобы не принять волка за пастыря и не довериться легкомысленно тому, кто может погубить твою душу, поведя ее ложным путем. По словам святителя Игнатия, наше время есть время крайнего оскудения духоносных наставников, а потому найти настоящего "старца", каковы были старцы-наставники первых веков христианства, теперь уже невозможно, и гораздо безопаснее руководствоваться священным Писанием и писаниями отеческими. Сам святитель Игнатий при этом вспоминает, как много он страдал от почти постоянной встречи с духовными руководителями, болезновавшими слепотой и самообольщением, и сколько горьких и тяжких потрясений он от этого испытал.

Третья характерная черта нашего времени -- это необыкновенное умножение соблазнов всякого рода, самых разнообразных, которые все будут отвлекать человека от искреннего и нелицемерного служения Богу.

"Горе Миру от соблазн: нужда бо есть прийти соблазном" (Мф. 18,7) -- предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны настолько усилиться и расплодиться, что по причине "умножения беззакония иссякнет любы многих" (Мф. 24,12), и "Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли?" (Лк. 18, 8). "Земля Израилева" -- Церковь будет "низвращена от меча", от убийственнаго насилия соблазнов, "и пуста весьма" (Иез. 38,18). их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает св. Тихон Задонский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми... В последнее время истинный инок (конечно, это относится не только к инокам, но и ко всем истинным христианам!) едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием Отступления и отступников в служении сатане".

Кто, видя все ныне в Мире происходящее -- вплоть до открытого уже служения сатане, -- может сказать, что это время еще не наступило?

И оно, несомненно, наступило, если святитель Игнатий более 100 лет тому уже писал о его наступлении в его время, указывая и явные признаки этого.

Вот как, например, он сильно и ярко пишет об этом: "Времена, чем далее, тем тяжелее. Христианство как дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образам для внимающих себе, удаляется из среды человеческой, предоставляя его ("мир") падению его".

В этих словах очень важно отметить, что Отступления как бы не видят, не замечают те люди, которые принадлежат к "суетящейся и служащей миру толпе", те, которые сами настолько осуетились, предавши себя служению этому миру, во зле лежащему, по слову апостола (1 Ин. 5, 19), что потеряли духовное зрение, и потому все происходящее ныне в мире кажется им совершенно естественным, нормальным, с чем нужно примиряться. И они страшно сердятся на тех, кто пытается открыть им глаза, ибо это мешает им жить спокойно, в свое удовольствие.

А вот что далее говорит святитель Игнатий:. "Совершается предречение Писания об Отступлении от христианства народов, перешедших от язычества к христианству. Отступничество предсказано со всею ясностью священным Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании".

Вот почему у подлинно верующаго христианина не может быть никакой "паники" при созерцании этой мрачной картины Отступления, чего как-то совсем наивно и неразумно боятся некоторые, предпочитая поэтому "не замечать Отступления и молчать о нем. Истинный христианин ведь знает со слов Самого Христа-Спасителя, что всему этому надлежит быть (Мк. 13, 7; Лк. 21, 9), и он не должен закрывать глаза на это, а обязан вполне сознательно относиться к происходящему, правильно оценивать и взвешивать все события, в которых проявляется Отступление, дабы знать, как вести себя, дабы не быть самому увлеченным потоком Отступления, что может случиться незаметно для него самого, при его небрежении и недостаточном внимании.

И вот в руководство нам святитель Игнатий и говорит:

"Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею..." Что же? Разве это значит, что нужно примириться с Отступлением и самому "включиться" в него? "Отнюдь нет, конечно! А вот что: "Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его".

Как важно в наше время помнить, носить в уме и сердце это драгоценнейшее наставление нашего великого русского светильника!

Жительство по Боге соделается очень затруднительным. Соделается оно таким потому, что живущему посреди и пред лицом соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость и превращается в мягчайшую воду, так и сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особливо постоянному, расслабляется и изменяется.

"О, бедственное время! О, бедственное состояние! -- восклицает святитель Игнатий, созерцая это губительное зрелище соблазнов. -- О, бедствие нравственное, неприметное для чувственных людей, несравненно большее всех вещественных, громких бедствий! О, бедствие, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее в вечность! О, бедствие из бедствий, понимаемое только одними истинными христианами и истинными иноками, неведомое для тех, которых оно объемлет и губит!"

Золотые слова святителя Игнатия! Ведь мы уже стоим перед лицом всех этих бесчисленных многообразных соблазнов, которые так затрудняют современным людям "жительство по Боге"; а многие ли в наше время отдают себе ясный отчет во всей крайней губительности этих соблазнов? В мире на наших глазах происходят душу потрясающия события, как, кровавая катастрофа, постигшая нашу Родину -- Россию, создание безбожных богоборческих государств, открытая борьба с Богом и Церковью, явное служение сатане, а многие, как слепцы, ничего этого словно не видят и даже сердятся, когда им на это указывают: "Да что вы говорите? Ничего особенного тут нет! Всегда это было!", и тому подобное.

Как и эта духовная слепота едва ли не большинства современных людей, даже именующих себя христианами (страшно сказать: среди них есть и немало христианских священнослужителей!), так и все с каждым днем умножающиеся соблазны, которые все более и более затрудняют "жительство по Боге", -- это, по словам святителя Игнатия, явное знамение уже начавшегося и быстро прогрессирующего в наши дни отступления, о котором предрек св. апостол Павел во своем Втором послании к Солунянам (2 Сол. 2, 3).

"Соделается жительство по Боге, -- говорит святитель Игнатий, -- очень затруднительным по обширности, всеобщности Отступления. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности "христианами"!!!), тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат бесчисленными кознями истинных христиан, противопоставят безчисленные препятствия Вот почему преступно молчать об Отступлении, убаюкивать себя и других, что все вполне благополучно, что беспокоиться не о чем. И хотя мы не в силах "остановить Отступление немощною рукою своею", долг христианской любви повелевает нам не только самим "устраниться", "охраниться от него", но и ближних наших предохранить, предостеречь, если они сами не видят, не замечают. Тут надо всегда помнить замечательное изречение одного из величайших столпов нашей св. Церкви -- святителя Григория Богослова, что "молчанием предается Бог". Нельзя молчать о том, что является делом первостепенной важности, как дело спасения душ человеческих! Обратимся к дальнейшим мыслям святителя Игнатия, которые открывают нам гааза на то, что сейчас происходит в мире:

"Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!"

Разве мы этого не видим? Ведь еще совсем сравнительно недавно казалось совершенно невозможным то полное бесстыдство в религиозно-нравственной жизни людей, которое сейчас на наших глазах делается -- вплоть до полного отречения от Христа и отвержения всяких религиозно-нравственных устоев и открытого служения сатане. И не только тайное, скрытое, но и явное, открытое гонение, доходящее до пролития крови на исповедующих истинную веру Христову стало в наши дни грозным фактом. И напрасно проводить какую-то параллель между этим современным гонением на веру Христову во всех видах и тем, какое было на заре христианства. Тогда гнали христиан язычники, не ведавшие истинного Бога, не знавшие Христа, а теперь яростно и ожесточенно, злобно гонят Христову веру те, которые отлично знают Христа и проповеданное Им высокое учение и зачастую -- сознательные отступники от Христовой веры, продавшие душу свою сатане за земные блага. Жутко читать дальнейшие предречения святителя Игнатия, исполняющиеся на наших глазах в наше время: "Милосердый Господь да покроет остаток верующих в Него: Но остаток этот скуден: делается все скуднее и скуднее...

Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке... Одна особенная милость Божия может остановить нравственную всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием.

Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение, нежели остановят".

Эти слова как бы списаны с натуры нашего времени! Ведь мы сейчас как раз являемся свидетелями этого "страшного и быстрого колебания Церкви". И действительно, предпринимаемые меры заимствуются совсем не оттуда, откуда должны были бы предприниматься -- не из духовной области, а все из тех же "стихий мира, враждебного Церкви" -- из области страстей человеческих, помышляющих не о том, что Божие, а что человеческое. И, конечно, такие меры не только не обновят падения Церкви, а скорее ускорят его.

"Послушайте, что вы говорите!" -- скажут некоторые. "О каком "падении Церкви" можно говорить, когда мы имеем такое решительное обетование Христово, как: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ее"" (Мф. 16,18)? Совершенно верно: слова Христовы, конечно, непреложны. Но почему-то забывается о том, что ведь в этих словах Христовых не указывается пределов Церкви, врата адова которой не одолеют. Не сказано, какая именно это будет Церковь: Константинопольская, Русская, Сербская, Болгарская или еще какая-либо; сказано просто -- "Церковь", иными словами: до скончания века и Второго Пришествия Христова истинная Церковь не исчезнет с лица земли, а будет существовать.

Но ведь Церковь останется Церковью со всеми принадлежащими ей высокими обетованиями и благодатными полномочиями и правами и в том случае, если в ней останется хотя бы один епископ и самое малое количество верующих. А все остальное "поколеблется" и "падет", будет "одолено вратами адовыми", хотя бы и впредь продолжало именовать себя "Церковью". Вот о чем говорит здесь святитель Игнатий, и вот что надо иметь ввиду для правильной оценки происходящих в наше время событий!

Далее...

Вернуться к оглавлению





Hosted by uCoz