::::: Главная ::::: История ::::: Фотогалерея ::::: Контакты ::::: Гостевая книга :::::

(Из книги "Апокалипсис в учении древнее христианства. Толкование архиепископа Аверкия)
"Соль обуевает": знамение приближения конца

Часть 2. (Вернуться к части 1.)

"Не от кого ожидать восстановления христианства, -- говорит далее святитель Игнатий. -- Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а Тело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановлено только Его орудиями. Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, "яко время сокращено есть", и от всякого из нас переход в вечность недалек".

К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно понимать его. Это -- допущение Свыше. Старец Исаия говорил мне: "Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем. что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись". Наставления как будто прямо и непосредственно к нам направленные, дабы мы не унывали, не падали окончательно духом, видя, что делается. Тяжелее всего, конечно, как отмечает это не раз и святитель Игнатий, переносить в такое время духовное одиночество.

"Себя спасай! Блажен, если найдешь хотя одного верного сотрудника в деле спасения: это -- великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно".

Вот, какое трудное будет для спасения время, и оно уже наступило!

"Спасаяй да спасет свою душу", -- сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим", -- подчеркивает эту трудность святитель Игнатий, желая внушить нам особенную бодренность, особенное внимание к себе.

Отступление, в усиленно, все более и более развивающуюся эпоху которого мы, по многим признакам, как свидетельствует об этом и святитель Игнатий, уже вступили, должно предшествовать явлению в мир противника Христова Антихриста: оно должно подготовить приход и воцарение Антихриста и "увенчается" им, после чего наступит страшный период последней решительной борьбы диавола с Богом и со Христом Его.

Об этом, основываясь на предречениях многих отцов Церкви, говорит святитель Игнатий в своей замечательной книге "О чудесах и знамениях" (также в IV томе).

Антихрист явится естественным последствием оскудения в людях духовного знания и рассуждения и отсутствия истинного Богопознания, которое принимает дела диавола за дела Божий. Вся обстановка в мире перед приходом Антихриста будет такова, что Антихрист явится как бы необходимым следствием всей этой подлинно антихристианской обстановки, антихристианского умонастроения мира. Вот почему еще св. ап. Иоанн Богослов говорил о "многих антихристах" (1 Ин. 2,18), вот почему можно говорить о проявлении в мире "духа Антихриста" еще задолго до воцарения самого Антихриста. И говорить об этом -- никак не значит брать на себя смелость "предсказывать" время явления Антихриста, которое, согласно учению Слова Божия, никому с точностью неизвестно, хотя многие признаки его и указываются.

А говорить об этом нужно, дабы не дать себя увлечь Антихристу, который будет чрезвычайно искусным обманщиком-прельстителем, способным даже творить ложные знамения и чудеса. Вот как говорит об этом опасном и губительном для душ прельщении, на основании учения Слова Божия и святых отцов, святитель Игнатий: "Пред Вторым Пришествием Христовым, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками, -- "восстанут лжехристы и лжепророцы, и дадят знамения велии и чудеса, якоже прельстити, аще возможно и избранныя" (Мф. 24,24). В особенности сам Антихрист будет обильно расточать чудеса, поражать и удовлетворять ими плотское мудрование и невежество: он даст им "знамение с небес", которого они ищут и жаждут. "Его пришествие, -- говорит св. ап. Павел, -- совершится "по действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды в погибающих: зане любви истины не прияша, во еже спастися им" (2 Сол. 2, 6-10). Неведение и плотское мудрование, увидев эти чудеса, нисколько не остановятся для размышления, немедленно примут их по сродству духа своего с духом их, по слепоте своей, признают и исповедуют действие сатаны величайшим проявлением силы Божией, и Антихрист будет принят очень поспешно, необдуманно (Прп. Ефрем Сирии, часть 2). Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они -- чужды истины, преисполнены лжи, что они -- чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта. Не странно, что чудеса Антихриста будут приняты беспрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами истины, врагами Бога: они приготовили себя к открытому, деятельному принятию посланника и орудия сатаны, его учения, всех действий его, благовременно вступив в общение с сатаною в духе. Достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния Антихриста приведут в затруднение самых избранников Божиих".

Вот эти последние предостерегающие слова святителя Игнатия особенно важны для тех, кто легкомысленно смотрит на современную подготовку мира к принятию Антихриста, кто остаются слепыми, несмотря ни на что, и не хотят видеть явных признаков этой бешено ведущейся подготовки к воцарению Антихриста со стороны его слуг, уже продавших сатане свои души за земные блага: за свободное, беспрепятственное удовлетворение "похоти плоти", "похоти очес" и "гордости житейской", то есть сластолюбия, сребролюбия и славолюбия (1Ин. 2,16)!

Нужно знать и помнить, сколь велико будет лукавство Антихриста и как хитро будет действовать он, если даже "избранники Божий", то есть истинные христиане окажутся "в затруднении", не будучи в состоянии сразу "раскусить" и изобличить Антихриста -- не смогут сначала узнать его. Причина этого затруднения и сильного влияния Антихриста на людей, по словам святителя Игнатия, "будет заключаться в его адском коварстве и лицемерии, которыми искусно прикроется ужаснейшее зло в ею необузданной и бесстыдной дерзости, в обильнейшем содействии ему падших духов, наконец, в способности к творению чудес, хотя и ложных, но поразительных".

Коварство и лицемерие -- особенно характерные черты нашею времени. Воспитанием их в людях человечество и подготовляется к легчайшему и безболезнейшему принятию Антихриста. "Воображение человеческое, -- говорит далее святитель Игнатий, -- бессильно для представления себе злодея, каким будет Антихрист; несвойственно сердцу человеческому, даже испорченному, поверить, чтоб зло могло достичь той степени, какой оно достигнет в Антихристе. Он вострубит о себе, как трубили о себе предтечи и иконы его, назовет себя проповедником и восстановителем истинного Богопознания: непонимающие христиане увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему.

Вострубит он, назовет себя обетованным Мессиею: воскликнут в сретение его питомцы плотского мудрования; увидев славу его, могущество, гениальные способности, обширнейшее развито по стихиям мира, провозгласят его богом, соделаются его сноспешниками (Прп. Ефрем Сирии, слово 106).

Явит себя Антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, кто признает правдою падшую человеческую правду, и не отреклись от нее для правды Евангелия (Прп. Макарий Великий, 31).

Предложит Антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут Антихриста, нарекут его своим владыкою" (Благовестник, объяснение на Ин. 5,43). Вот -- живая картина того, что и теперь мы уже наблюдаем, хотя самого Антихриста, как определенной конкретной личности, еще и нет. Однако, "предтечи" его уже действуют в мире подобным же образом, как будет действовать он сам. С этой точки зрения, понятными становятся нам все эти современные течения в церковно-религиозной жизни, вроде "экуменизма", все эти пламенные призывы к взаимному единению "во имя христианской любви", весь этот расцвет чисто земной, тешащей человеческие страсти и похоти внешней культуры и цивилизации, все это увлечение "благотворительностью". И сколько осторожности и мудрой предусмотрительности нужно, чтобы отличить тут настоящее от поддельного, искреннее от лукавого, лицемерного, действительного благодетеля от расставляющего свои сети служителя грядущего Антихриста! Как опасно в наше время истинному христианину иметь дело с "благотворителями" и пользоваться "благодеяниями"! Но это еще не все! "Откроет Антихрист пред человечеством подобное ухищренным представлением театра позорище поразительных чудес, необъяснимых современной наукой; он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит "тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждавшиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю" (Апок. 13, 8).

Начало всего этого мы видим и теперь, и можем ясно себе представить, что будет, когда явится сам Антихрист.

"Знамения Антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое (Прп. Ефрем Сирии, слово 106): в этом слое преимущественно господствует сатана (Ефес. 2, 2; 2, 6; 2,12). Знамения будут действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его (Симеон, Новый Богослов, "О третьем образе внимания"). Святой Иоанн Богослов, созерцая в откровении события мира, долженствующие предшествовать кончине его, говорит, что Антихрист совершит дела великие, "да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки" (Апок. 13,13). На это знамение указывается Писанием, как на высшее из знамений Антихриста, и место этого знамения -- воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем".

И это мы уже видим теперь в предначатии -- в виде всяких необыкновенных, неслыханных прежде изобретений, развивающих свое действие как раз "в воздухе".

"Знамение Антихриста дополняет действие его ухищренного поведения: уловят в последование ему большинство человеков. Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому, и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням".

И это нам уже знакомо! Не только сам Антихрист, но и предтечи, и слуги его в наше время уже воздвигли "открытое" преследование всех истинных христиан, а кое-где, как, например, у нас на Родине, дошло уже и до кровавых гонений, пыток и казней. И все это делается под самыми благовидными предлогами: истинные христиане провозглашаются "врагами народа", "врагами общественного блага и порядка", признаются "возмутителями", а в церкви -- раскольниками. "Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об Антихристе, общий восторг, непреодолимое влечение к нему" (При. Ефрем Сирии, слово 106-е).

Нечто подобно мы уже видели по отношению к таким подлинным предтечам Антихриста, как Ленин и Сталин. Это были как бы "репетиции" того, что будет происходить в еще больших масштабах при Антихристе.

"Многими чертами изобразило Писание тяжесть последнего гонения на христианство и жестокость гонителя. Чертою решительною и определенною служит название, которое дается Писанием этому ужасному человеку: он назван "зверем" (Апок. 13, 1), тогда как падший Архангел назван "змеем" (Быт. 3, 1). Оба наименования изображают с верностью характер обоих врагов Божиих. Один действует более тайно, другой -- более явно; но зверю, который имеет сходство со всеми зверями (Апок. 13, 2), соединяя в себе их разнообразную лютость, "даде змий силу свою, и престол свой, и власть великую" (Апок. 13,2). Испытание для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться обмануть и обольстить их; утонченные, придуманные и прикрытые коварною изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя поставят их в самое затруднительное положение; малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством, и мнению их будут придавать особенную немощь; общее презрение, ненависть, клевету, притеснения, насильственная смерть соделаются их жребием. Лишь при особенном содействии Божественной благодати, под руководством ее избранные Божий возмогут противостать врагу Божию, исповедать пред ним и пред человеками Господа Иисуса". Как все это нам знакомо: как-будто списано с современной нам жизни! Только совершенно духовно слепой или уже состоящий на службе у слуг Антихриста не признает, что мы находимся в преддверии царства Антихриста, начинаем уже испытывать на себе все вышесказанное!

Но как и почему люди отвергнут Христа и примут Антихриста?

И на этот вопрос дает прекрасное объяснение святитель Игнатий. Так же, как они отвергли Христа девятнадцать с лишком столетий тому, и распяли Его на кресте. "Христианство преподано с такой определенностью, что нет оправдания для тех, которые не знают его. Причина незнания -- одно произволение. Как солнце светит с неба, так светит христианство. Закрывающий произвольно глаза, да приписывает свое невидение и неведение собственному произволению, а не отсутствию света. Причина отвержения Богочеловека человеками заключается в человеках, как в них же заключается и причина принятия Антихриста".

"Аз приидох во имя Отца моего, -- засвидетельствовал Господь иудеям, -- и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете" (Ин. 5,43). Они названы вместе и отвергающими Христа и принимающими Антихриста, хотя о Антихристе упоминается как о имеющем придти. Отвергая Христа по настроению духа, они сопричислялись к принявшим Антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его -- Богоубийство. Для времени явления его, для него самого не оставлено подобного злодеяния. Как дух их находился во враждебном отношении ко Христу, так находился он в состоянии общения с Антихристом, отделяясь от него огромным пространством времени, достигающим ныне конца второго тысячелетия.

"Всяк дух, -- говорит Богослов, -- иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть Антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже" по духу (1 Ин. 4, 3).

Водимые духом Антихриста, отвергают Христа, приняли Антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. "Сего ради послет (то есть попустит) им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут все не веровавшие истине, но благоволившие о неправде" (2 Сол. 2, 11-12). В попущении Своем Бог правосуден. Попущение будет удовлетворением, вместе обличением и судом для человеческого духа.

Придет Антихрист в свое, предопределенное ему время.

Пришествие его предварится общим Отступлением в большинстве человеков от христианской веры. Отступлением от Христа человечество приготовится к принятию Антихриста, примет его в духе своем. В самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение Антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возникает жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение, раздается призывный голос в человеческом обществе, выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и небо делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков".

Поистине богомудрые, пророческие слова нашего великого русского светильника-прозорливца! Ведь писал он все это более ста лет тому, когда жизнь в России была относительно спокойной, нормальной. И в помине не было ничего того, что судил пережить нам Бог потом, за время истекшего с тех пор столетия, а в особенности -- за последние страшные, подлинно "апокалиптические" пятьдесят лет, когда многим вполне естественно начало казаться, что кончина мира совсем близка, вот-вот "при дверех". И все то, что мы теперь наблюдаем в мире в церковной и общественно-политической жизни людей -- вполне отвечает выше изложенным предречениям святителя. Ведь если серьезно вдуматься во все то, что сейчас происходит, станет явным, что еще никогда за всю свою прошлую историю мир не был так близок к Антихристу, как в настоящее время. Вопросы только в сроках, которые нам не открыты.

Бесконечно благодарны должны быть мы, сыны и дщери Русской Православной Церкви, святителю Игнатию за то, что он еще сто лет назад так ярко начертал пред нашим мысленным взором картину всего, что на наших глазах теперь происходит и что еще должно произойти, быть может, в недалеком будущем. Мы -- предупреждены обо всем, и страшный ответ понесем, если на все это легкомысленно станем закрывать глаза, уверяя и самих себя и других, что ничего особенного не происходит, что все совершенно нормально и что со всем надо в душе примириться, ничего не боясь и ничего не предпринимая, а "плывя по течению, как все", или "идя в ногу со временем", стремительно влекущим нас к Антихристу.

"Соль обуевает" -- Церковь может перестает быть Церковью и стать "лжецерковью", имеющей принять Антихриста как своего "Мессию", кроме "малого остатка" истинно верующих, который, по слову святителя Игнатия, становится "все скуднее и скуднее". Вся современная культура и вся человеческая жизнь, направленная лишь на обеспечение внешнего, чисто земного благосостояния людей, усиленно и поспешно подготовляют мир к воцарению Антихриста. Итаке, крайнее время для каждого из нас -- определить, где мы и с кем мы: в этом малом остатке истинно верующих, в этом малом стаде Христовом, по выражению Самого Христа-Спасителя (Лк. 12, 32) -- со Христом или с его врагом -- Антихристом?

Этому учат нас богомудрые творения святителя Игнатия!

Архиепископ Аверкий

Назад, к части 1.

Вернуться к оглавлению





Hosted by uCoz