::::: Главная :::::
История :::::
Фотогалерея :::::
Контакты :::::
Гостевая книга :::::
|
|||||||||||
К. Гриценко Цветник духовный Душеполезные чтения разных случаев из жизни старцев < :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: > :: Статьи
Один брат, в назидание самому себе, спросил его (св. Серафима Саровского): — Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия? — Потому, — отвечал старец, — что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием: потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо, по слову Божию, Иисус Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). 22 Бригада электромонтеров пришла в недействующий собор провести электропроводку. Бригадир провел полосу на стене, где должны были проложить кабель. Эта линия проходила по иконе Спасителя, касаясь Его голеней. Одному рабочему поручили пробить в этом месте стену, но он, имея страх Божий, отказался. Отказался и второй, и третий, а четвертый, горделивого духа, дерзнул: смеясь над остальными, взял зубило, молоток и стал пробивать стену, а когда дошел до ног Спасителя, посмотрел на Его лик с усмешкой: «Ничего, сейчас отходишься!» Пробил ноги, закончил работу и снова посмеялся над товарищами: «А вы боялись! Если бы Бог был, Он бы меня наказал». На другой день, пробудившись утром от сна, этот смельчак хотел было встать, но почувствовал резкую боль в ногах. Он сразу вспомнил вчерашний вечер и дерзкий свой поступок и сказал сам себе: «Отходился!» Болезнь прогрессировала; несмотря на все старания врачей, ноги стали гнить, развилась гангрена. Неоднократно делали операции, но гордый дух его все не смирялся — до тех пор, пока он не понял, что приближается конец. Пришло смирение, пришло и покаянное чувство. Позвали священника, больной покаялся, причастился, и душа его, по милости Божией, отошла с миром в вечность.
«В конце декабря 2001 года врачи обнаружили у меня заболевание и послали на УЗИ, — говорится в другой записи жительницы Томска Марии Гавриловны Масленниковой. — Диагноз подтвердился, и врач назначил операцию (удаление полипов). Весь дооперационный период я усиленно молилась у мощей святого праведного Феодора Томского. Я просила святого старца о помощи, взывала ко Господу о помиловании, заказывала молебны и посещала акафисты, которые читали у раки святого праведного Феодора, прикладывалась к его мощам. Понимая, что молитва моя слабая, за помощью обращалась и к священникам нашей церкви. Утром 22 января 2002 года я пошла к врачу на операцию, и, к великой моей радости, врачи не обнаружили у меня заболевания. Слава Богу за все!» «Я, раба Божия Надежда, длительное время страдала от сильных болей в левой руке, которые начались летом 2001 года, — свидетельствует еще одна запись. — Осенью 2001 года я побывала в Спасо-Преображенском монастыре п. Могочино, где получила совет обратиться к молитвенному предстательству святого праведного Феодора. До этого времени я не имела особого расположения к старцу Феодору. Однако 1 февраля 2002 года пришла в Богородице-Алексеевский монастырь на всенощное бдение — празднование дня памяти святого праведного Феодора. Приложившись к его мощам и помазавшись елеем, я возвратилась домой. Боль в руке стала такой сильной, что к ней невозможно было прикоснуться. В таком состоянии я уснула. Проснувшись утром, я не ощутила никаких признаков столь долго мучившей меня болезни. Уверена, что это произошло по молитвам старца Феодора».
Таких свидетельств помощи Божией через святого угодника старца Феодора очень много. Многие люди стараются записать чудесные случаи своего исцеления, поделиться этим чудом с другими, но есть и такие, которые сохраняют эту радость в своем сердце, молитвенно благодаря Бога за все. Поэтому всех случаев молитвенной помощи святого старца учесть нельзя. Но всем нам важно помнить то служение, благодаря которому старец Феодор стал угоден Богу. Подвиг, который нес праведный старец в сибирский период его жизни, известен под названием странничества — всемерного удаления от мира и того, что в мире. Дай Бог и нам каждому по своим силам пройти по тому пути преображения человека, великий пример которого показал наш сибирский старец — святой праведный Ф 24 В армии солдат пришел с поста в казарму и перед сном стал между коек помолиться. Сержант, видя это, взял свой ботинок и запустил ему в спину, а сам накрылся одеялом. Солдат не обратил на это внимания и продолжал молиться, а кончив, взял ботинки сержанта и до блеска начистил их. Утром сержант спросил у дежурного, кто взял и начистил его ботинки, и тот ответил: «Ваш солдат». Вот пример христианского смирения: за зло человек отплатил добром — и приобрел душу, ибо сержант с того времени стал его другом, а вскоре познал Бога и стал последователем Христа.
26 Один человек был прикован к постели тяжелой мучительной болезнью и постоянно взывал к Богу, чтобы он прекратил его страдания. И вот Господь послал ангела, который сказал страдальцу: «Для очищения души тебе надо лежать в расслаблении еще два года. Больной ужаснулся: «Как, еще два года? Это слишком много! У меня нет сил... А нельзя ли заменить чем-нибудь эти два года?» — «Можно, — ответил ангел. — Согласен ли ты вместо этого быть три часа в аду?» Больной подумал: все нераскаянные грешники будут вечно мучиться в геенне огненной, и сейчас уже души их там. А тут всего три часа — «Согласен!» — сказал он. Тогда ангел принял его душу и заключил ее в преисподнюю ада. А улетая оттуда, сказал такие слова: «Через три часа я вернусь к тебе». Ад. Господствующий мрак. Кругом темнота. Вопли, крики, стоны. Каждой занят только своим страданием. Бесы, будто исполины с горящими головами, летают вокруг, готовые уничтожить страдальца своим огненным дыханием. Ужас охватил его, он стал кричать, но, что его крики среди этих стонов и воплей! И тут потекли уже не часы, а годы, столетия... Несчастный решил, что настала вечность, что ангел забыл о нем, и совсем отчаялся. Так он находился в этих страшных мучениях, когда над бездной вдруг разлился ангельский свет. С радостной улыбкой ангел приступил к нему: «Ну, каково тебе здесь?» — «Не ожидал я от ангельских уст лжи», — еле слышно ответил страдалец. «В чем дело?» — «Ты обещал освободить меня через три часа, а прошли, наверное, уже тысячелетия!» — «Милый мой», — сказал ему ангел, — «ты был здесь всего один час, тебе осталось еще два...» Страдалец протянул к нему руки и взмолился: «Забери меня отсюда! Я согласен страдать за свои грехи на земле до самой смерти, а если надо, то и до второго пришествия Господня, только чтобы больше не мучиться здесь!» И ангел сказал: «Господь милосерд, и по молитвам Церкви ты освобождаешься отсюда. Но ты должен знать и не забывать, какие страшные, нестерпимые муки ожидают всех нераскаянных грешников. Самое слабое мучение в аду не может сравниться с самым сильным мучением на земле». 27 Один инок смотрел, как люди исповедуются. Видит, подошел человек, встал на колени перед духовником и начал каяться; ангел внушал ему: кайся, кайся, ты нарушитель закона Божия. И когда он исповедывался, из его уст выпадали большие и маленькие змеи и исчезали. Но тут дьявол стал нашептывать ему: что ты делаешь, зачем говоришь такие постыдные грехи — нельзя, замолчи, ведь кому говоришь — человеку! И открывая последний грех, кающийся вдруг замолчал, и монах увидел, как змея, которая наполовину выползла у него из уст, вошла обратно. Священник спросил: больше ничего нет? Он ответил: нет. Священник прочитал над ним молитву, но Господь не простил ему; когда он ушел с исповеди, с ним пошли бесы, радуясь. «Вот так всегда делай, — нашептывали они ему, — молодец, зачем все рассказывать, не надо!» И он недостойно принял Тело Христово и вышел из храма, черный с толпой бесов. Другой человек так же стоял на исповеди, как и первый, и так же открывал грехи и так же из уст его выпадали змеи, но он чистосердечно во всем покаялся, не стал слушать бесовского внушения, ничего не утаил — и ангел надел на него венец, и он ушел с исповеди светлый, радостный; достойно принял Тело Христово и был весь огненный; бесы даже не могли на него смотреть, убежали прочь, и ангелы приступили к нему. 28 Одна женщина, врач-гинеколог, проработавшая в этой должности 25 лет, очень гордилась своей профессией, всегда ходила с высоко поднятой головой, и вот ей было видение: будто стоит она на высокой горе, а вокруг — огромная масса народа, и все эти люди поднимают руки и, указывая на нее и приступая к ней, кричат разом: «Ты наша убийца! Ты наша убийца!» Ужас охватил ее; от этого страшного крика она очнулась. Но голоса преследовали ее, и она поняла, что исполняла обязанности палача, что несет на себе огромный греховный багаж — множество убитых людей. 29 У одной барыни был слуга Иван, очень добрый человек: он принимал нищих, кормил их, поил, одевал, обувал, т. е. жил не для себя, а для ближнего, исполняя заповедь Христову. И все время молился за свою хозяйку-барыню, которая полностью отличалась от него: была очень
30 Двое пьяниц пили до самой ночи, а потом пошли к реке, где была привязана их лодка; хотели переправиться на другой берег. Сели в лодку, стали грести. Гребли, гребли, а берега все нет. Старались так до рассвета и тут увидели, что забыли отвязать лодку: гребли, а с места не сдвинулись! Так и все те люди, которые находятся во власти страстей и пороков: они, как слепые, топчутся на одном месте и никогда не увидят света истины. 31 В Греции была война с турками. Воин Николай шел на место сражения и по дороге остановился переночевать в гостинице. Ночью дочь хозяина гостиницы, обуреваемая плотской страстью, стала искушать его; он же рассуждал так: «Ведь я иду на войну и могу погибнуть в битве, и, если я совершу этот смертный грех, как предстану перед Богом в нечистоте, какой ответ дам Ему?» И он не открыл дверь; заснул и увидел сон: идет битва между греками и турками, то одолевает одна сторона, то другая; жестокая битва, и все поле усеяно трупами, и среди них — только одно пустое место. И слышит голос: «Ты тоже должен был погибнуть, как все эти воины, но за то, что ты сегодня не послушался дьявола, одолел его, не согласился на грех — ради этого ты останешься жить». На следующее утро Николай отправился в путь, пришел на место сражения, и все было точно так, как он видел во сне: шла жестокая битва, поле было усеяно убитыми воинами, и только он один поднялся среди них невредимым, и когда увидел пустое место, вспомнил сон и отблагодарил Бога... Так, если человек хранит себя от греха ради Господа, если ведет непримиримую борьбу с дьяволом, если он, как доблестный воин Христов, мужественно шагает по правому спасительному пути, то Господь обязательно поможет ему, сохранит его на всяком месте, на всех дорогах. 32 Епископа Иоанна Новгородского искушал бес: забрался к нему в умывальник. Епископ же никогда ни к чему не прикасался, не осенив крестным знамением; он перекрестил умывальник и связал беса силой Божией. Бес же, боясь наказания от своего начальника, стал умолять епископа, чтобы отпустил его, обещая за это все, что тот потребует. Епископ согласился: «Хорошо, отпущу тебя, но, чтобы сегодня же ночью ты отвез меня в св. град Иерусалим — мне надо отслужить молебен и поклониться Гробу Господню». Бес принял образ крылатого коня, и епископ Иоанн за ночь слетал на нем в Иерусалим и вернулся обратно. Значит, для доброго дела можно использовать не только телевизор, но и беса!
34 Вот пример, говорящий о силе Иисусовой молитвы. Однажды шел скорый поезд. Вдруг машинист видит: далеко впереди стоит монах и машет рукой: остановись! Машинист остановил поезд; оказалось, что шпалы разобраны; еще немного, случилась бы авария. Пути починили, и тогда вспомнили о монахе: где же он? Решив, что вошел в поезд, пошли по вагонам. И вот видят, в одном вагоне сидит монах и перебирает четки: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». «Это ты поезд остановил?» — спрашивают его. «Нет, что вы!» — «А кто же?» — «Не знаю». И пассажиры подтвердили, что он никуда не выходил, все время сидел в вагоне. Что же произошло? По молитвам монаха Господь послал ангела в его образе, и он предотвратил несчастье.
36 В одном из писем святогорца Серафима есть такой рассказ. Афонский монах поведал ему, что заставило его приехать на св. гору. «Когда я жил в России, в Бога я верил, но в церковь ходил редко и посты соблюдал не всегда; в основном жил нерадиво. Но было угодно Господу, чтобы явился Ангел и повел меня куда-то темными смрадными туннелями; до слуха моего доносились стоны, вопли, крики людей. С каждым шагом они становились все громче. И вдруг мы вышли на открытое место, где стояли огромные огненные печи, из них и доносились эти крики. Огонь вихрем вился вокруг печей. Вдруг Ангел вошел в одну из них и вытащил человека, закованного в цепи. Он весь, с головы до ног, был черным; Ангел прикоснулся к его раскаленным оковам, и цепи тотчас упали с рук и ног. А когда прикоснулся к телу, гарь, как шелуха, вся слетела с него; Ангел надел на человека белые одежды, и лицо его просияло небесной радостью. Я спросил, отчего произошла с ним такая перемена, и Ангел сказал: «Этот человек ходил в церковь 2-3 раза в год, посты соблюдал, но непостоянно, только первую и последнюю неделю, креста не носил, утренние и вечерние молитвы не читал, перед и после еды тоже не молился, выпивал, курил, занимался блудом, и на исповеди грехи не открывал, утаивал, отделываясь «словом, делом, помышлением», причащался в осуждение — и умер без покаяния. И вот получил по делам своим. Но родственники у него чисто православного духа: после его смерти они усиленно молились, подавали каждый день на литургию, на панихиду, читали Псалтирь о упокоении его души, давали милостыню, и по молитвам Церкви Господь послал меня освободить эту душу из ада. Так знай, — обратился Ангел ко мне, — что и твое место здесь, в этих печах, если не изменишь свою жизнь». Вот что поведал афонский монах святогорцу Серафиму. 37 Одна женщина, известный врач-психиатр, глубоко верующая, прекрасно знающая богословие, сидела однажды в храме, во время Литургии, на скамеечке (ей уже за 80 лет и у нее больные ноги). «И вдруг, — рассказывала она, — когда дьякон провозгласил: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите», — я увидела свое тело, сидящим на скамеечке, а сама очутилась в алтаре. Там, вокруг престола, находились огненные Херувимы и Серафимы и стояли в благоговении святые. Священник спокойно читал молитву, а когда возгласил: «Твоя от Твоих...», то хор запел: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...» Священник воздел руки и трижды читал молитву Святому Духу — просил, чтобы Он сошел на Св. Дары. Затем осенил их крестным знамением, и в этот момент произошло переосуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову (хотя Тело и Кровь Христовы оставались прикрытыми хлебом и вином), и великий огонь снизошел на них, и священник был весь в огне. Священник брал нож и дробил тело Христово на мелкие части, сам принимал Его, а остальное высыпал в Чашу, и вся Чаша тоже была в огне. А когда вышел к народу и сказал: «Со страхом божиим и верою приступите», искры из чаши полетели на людей и только на некоторых опускались; священник давал каждому огонь. Причащение кончилось, хор запел: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя», и я оказалась сидящей на своем месте. 38 Один юноша нерадивой жизни зашел в храм, не имея страха Божия, причастился, затем вышел в боковые двери и, проходя через сад, выбросил там Тело Христово. Садовник заметил это, поднял Св. Тайны, осторожно открыл улей и положил Их к пчелам. На другой день приехал епископ и ему доложили об этом случае. В облачении, с дьяконом и хором, епископ прибыл в сад; все сделали три земных поклона перед ульем, а когда открыли его, оттуда вылетел рой пчел и образовал Крест, и в центре его — Око Божие. Из воска пчелы сделали часовенку, маленький гробик и положили в него Тело Христово. Все это взяли, понесли в храм, и пчелиный рой так же крестообразно сопровождал их до самого входа.
Три девушки шли по железнодорожным путям и оказались между двумя встречными поездами. Все трое остались живы. Поезда прошли, и девушки увидели трех бесов, споривших между собой, «ты что ее под поезд не толкнул, — говорят двое третьему, — такой удобный случай, была бы душа наша. А тот отвечает: Не мог: на ней крестик, и ничего у меня не вышло. А ты свою почему не погубил? Она же без креста». — «Да, на ней креста нет, но когда выходила из дома, она осенила себя крестным знамением, и я тоже ничего не мог сделать». И третьего беса спросили: «Ну, а ты чего зевал? Она же у тебя совсем неверующая! — «Так-то оно так, да ее мать перекрестила на дорогу и сказала: «Иди с Богом». Тут я бессилен: материнское благословение не имею права нарушать, потому что оно от Бога». 41 Во время гонений все храмы были закрыты и христианам приходилось совершать богослужение в катакомбах или же в поле. Однажды вышло повеление императора: всех, кто будет захвачен в поле во время богослужения, предать смерти. Военачальник, по доброте души, сообщил об этом христианам, предупредил их. Утром он с воинами находился возле города; в это время молодая женщина с младенцем на руках вышла из дома и быстро направилась в поле. Военачальник, увидев ее, приказал воинам остановить и привести к нему. Женщину привели, и военачальник спросил ее, куда она идет. «В поле», — ответила она. «Зачем?» — «На богослужение». — «А разве ты не слышала, что император приказал всех вас казнить?» — «Слышала». — «Так зачем же ты идешь туда?» — «Хочу пострадать за Христа». — «Вот так! Ну, ладно, ты хочешь пострадать за Христа, а младенца зачем взяла?» — «Чтобы и он тоже пострадал. Я не могу его оставить». Эти слова так тронули военачальника, что он явился к императору и сказал: «Делай со мной, что хочешь, но казнить христиан я не буду», — и поведал об этой женщине
43 Некий брат пришел к прозорливому старцу и попросил его: «Помолись о мне, отче, ибо я немощен». Старец в ответ сказал ему то, что некогда изрек один из святых: «Наливающий на свою руку елей, чтобы помазать слабого, сам прежде всего принимает тук (жир) от елея». Так и молящийся за брата, прежде нежели принесет ему пользу, сам получит пользу по изволению своей любви. Будем же молиться, брат мой, друг за друга, чтобы мы исцелились, ибо и Апостол убеждает, говоря: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться».
45 Настоятель одного монастыря отпустил двоих братии по делам обители. Когда путешествующих застиг вечер, они, истомленные трудом, изморенные голодом и печальные, начали воздыхать о том, что придут они в убогое селение и, не имея там никаких знакомых, не получат себе ни отдыха, ни подкрепления пищею. Некий незнакомец встретил их и спрашивает о причине их печали, и когда они открыли ему свою невзгоду, сказал им: «Вы все оставили ради Бога с величайшим на Него упованием, теперь же печалитесь, как бы лишенные всякой надежды: Бог насыщает скотов, неужели Он оставит сынов изнемогать от голода?» Сказавши это, он сделался невидимым. Когда они вошли в город и совершили молитву в церкви, градоначальник пригласил их к себе на ужин; но другой из обывателей подошел к ним, желая и прося их к себе в дом; третий, подойдя и видя спорящих двух приглашателей, решил спор тем, что первый муж уважаемый всеми и почтенный, имеет в этом преимущество; таким решением остались все довольны, пошли к нему в дом, и он всех изобильно угостил. Однакож, подобные примеры не искореняют нашего маловерия: несмотря на все, что Бог посылает нам, мы ужасаемся оскудения, и, если не во всем изобилуем до излишка, всегда печалимся. Святитель Тобольский «Промысел Божий». 46 Рассказывают об одном нищем, который, осмотревши свою торбу, увидел, что она полна кусков хлеба, собранного им у многих даятелей, и сказал: теперь я благонадежен. На этого нищего очень похожи мы сами: мы тогда только благонадежно уповаем на Бога, когда хранилища наши полны всяким добром, которого будет довольно для нас на многие годы. 47 Не таков был св. Иоанн, патриарх александрийский. Потерпевши огромнейшие убытки, — когда буря морская уничтожила тринадцать церковных кораблей с пшеницею, которой на каждом корабле было по десяти тысяч мер, — возложил он все упование свое на единаго Бога, и в Нем одном нашел себе величайшую отраду. Такую же, и в то же время, понесли потерю едва не половина александрийских граждан, а потому все кораблеплаватели и все спасшиеся пассажиры собрались в Александрию, как в тихое пристанище. Ко всем им св. Иоанн послал тотчас же письмо, для утешения их, в котором написал единственное утешение для всех: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. I, 21). «Потерпите, дети, и ничего не бойтесь!» На другой день собралось у него много почетнейших граждан для утешения его в скорби. Но он, предваряя их, возложил всю вину на себя, говоря: «Бог предохранил меня от большого греха: не случись этого, я превознесся бы умом, возгордился бы тем, что подаю многую милостыню бедным, и имел бы о себе высокое мнение, что я щедролюбив; а потому справедливо любящий Отец наказал тщеславнаго сына, чтобы он не превозносился. Бог милостиво нас увещевает, нанесши нам несколько ран, чтобы мы пришли в чувство, и скорее бы обратились к Нему. Но Он есть Тот же Самый Бог, Который был и во время Иова, столь же всемогущий и столь же милосердный — Он не оставит нас». Этими словами патриарх развеселил пришедших для его утешения. В скором времени Господь Бог вознаградил сугубо потерю Иоанна, а он подавал нищим обильнейшую милостыню. Иметь сомнение или малодушие в подобных случаях то же значит, что и утверждать: Бог или скуп, или забывчив; но такия суждения принадлежат нечестивцам, безбожникам; они должны быть отрицаемы нами. Поучительный пример св. Иоанна милостиваго. |