::::: Главная ::::: История ::::: Фотогалерея ::::: Контакты ::::: Гостевая книга :::::

К. Гриценко
Цветник духовный
Душеполезные чтения разных случаев из жизни старцев


< :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: > :: Статьи

74 Однажды царь Акбар беседовал со своими придворными. Это были девять самых умных людей страны. У Акбара был непредсказуемый характер: он внезапно мог совершить какой-то импульсивный поступок, выходящий за все рамки дворцового этикета... И, конечно, с царя невозможно было спросить, почему он так поступил.

Неожиданно Акбар ударил человека, стоящего рядом. Им оказался Бирбал, самый рассудительный человек при дворе. Бирбал подождал несколько секунд, наверное, думая, что делать, — однако делать что-нибудь было нужно! И вот он развернулся и дал пощечину человеку, стоявшему рядом с ним. Им оказался один из министров.

Хорошенькое дело! Тот просто опешил: «Что происходит? Что это за шутки?» И, недолго думая, залепил по уху следующему... Говорят, эта пощечина обошла всю столицу. А ночью Акбара внезапно ударила его собственная жена. Он спросил:

— Что ты делаешь?

Она ответила:

— Я не знаю, в чем дело, но это происходит по всей столице. Сегодня меня ударила твоя старшая жена. Но она старше меня, поэтому я не могла ответить ей тем же. А кроме тебя, мне некого ударить.

— Надо же, — задумчиво произнес Акбар. — Моя собственная пощечина вернулась ко мне.

Picture 75 «Знаете, батюшка, — обратилась одна женщина к священнику, — я очень счастливая женщина!» — «Да что вы! Такое редко можно услышать. В чем же ваше счастье?» — «В детях», — ответила женщина и рассказала следующее:

«В молодости я жила с родителями и, окончив школу, готовилась в вуз. Лето. Все гуляют, а я сижу и зубрю, и только через стены слышу, какие у нас в городе новости. Вот так через стену услыхала, что у Николая, товарища моего старшего брата, жена скоропостижно умерла и пятеро ребят оставила. Сижу дальше с книгами, слышу, как тот самый Николай пришел, с отцом моим разговаривает. Отец ласково ему:

— Ничего, Колюша, не горюй! Другую жену найдешь и счастлив будешь.

— Эх, Иван Михайлович, жену-то может и найду, — доносится его голос, — только не жена мне нужна, а мать детям. Где ее возьму? Старший уже что-то понимает, а младшие знай кричат: «Мама! Где наша мама?» Всю душу надорвали... От тоски похудели, руки тоненькими сделались, есть не хотят и только маму зовут...

Сказал и зарыдал. Он сильный такой, Николай, высокий, а тут плачет. А я сижу и не могу понять, что со мной творится, как будто в душе что-то большое растет и радостное. И как хвачу тригонометрией об пол, выбегаю из комнаты:

— Правильно отец сказал, что найдется, вот и нашлась, бери меня, Коля!

Были крик, плач, уговоры. Отец ругался: «С ума сошла! Куда ты на пятерых-то лезешь, девчонка глупая! Тебе в вуз поступать...» В общем, пошли мы с Колей в ЗАГС, а потом под венец.

Первые дни были очень трудные, но я ребяток полюбила. Прошла жизнь... Муж уже умер, все дети переженились, и у меня теперь одно дело: от одного к другому в гости езжу. Живу у дочки, а сын уж покоя не дает: «Дорогая мамочка, когда приедешь?» Та, у которой живу, не отпускает, а остальные тоже пишут: «Что нас забыла? Ждем!» Сейчас самый младший из армии вернулся и говорит: «Никуда тебя не отпущу, сиди со мной дома, я ведь самый маленький!»

Это и есть мое счастье».

Picture Лестница
76 Некий мирянин сказал старцу:

— Батюшка, родители мои все плачутся да бормочут — видно, от старости ум за разум заходить начал. Как мне переносить это, не отправить ли их в богоугодное заведение?

— Понимаю, брат, трудно, — покачал головой старец, — но вспомни... когда ты был в люльке, ведь тоже день и ночь хныкал и большим умом не отличался. А отец с матерью тогда брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. И скорее бы с жизнью расстались, чем с тобой.

77 У нас в жизни бывает много мелких неприятностей. И как различить: Божье это наказание или происки лукавого?

— Различить нетрудно, — ответил один священник, уже много лет прослуживший в Сыктывкарской епархии. — Лукавый попросту вредит, досаждает, отчаивает людей, так что у них руки опускаются. А Божьи «неприятности» совсем не такие, они не вредят, а лишь вразумляют. Более того, даже пользу приносят. Вот я историю вам расскажу...

Было это, когда меня только поставили на приход. Приход сложный — в поселке, где много дачников. И вот отправляюсь туда на одну из первых своих служб. На остановку вышел за полчаса до автобуса, стою, мерзну. Время вышло — автобуса нет. «Что обо мне на приходе-то подумают? — ужасаюсь. — Ведь на службу опоздаю!» Перебираю в уме, какие грехи вчера совершил, молюсь: «Господи, прости мне, грешному! Только не задерживай автобус!» Гляжу на часы: уже на 15 минут опаздываю. Ну, значит, не в тех грехах каялся — тут дело серьезнее. Начинаю вспоминать, что натворил в течение последней недели, в чем мне перед Богом каяться. А время идет... Господи, за что Ты меня так наказываешь?! Ну ладно бы 15 минут, а то ведь целых полчаса прошло! Зачем так жестоко?!

И чего я только не передумал на этой остановке, всю-то жизнь перед глазами прокрутил. Короче говоря, опоздал я на службу на полтора часа. Подхожу к храму сам не свой, ну, сейчас меня встретят дачники... страшно подумать. И действительно — встречают. Выбегают навстречу женщины, и такие они радостные, так меня ласково принимают: «Батюшка, батюшка! Нашелся!»

Оказывается, как дело было. Сначала скандалом запахло, люди выражали свое недовольство: «15 минут прошло, а священника нет!» Через 30 минут — волноваться стали. А через час запереживали — не случилось ли чего... И так любовно встретили, и я их так душой принял, что вскорости у нас в общине все хорошо наладилось, все теперь по любви. Вот так меня Господь «жестоко» наказал.

78 Судебный процесс в Ташкенте по делу профессора хирургии П.П. Ситковского, обвиняемого в контрреволюционной деятельности, привлек к себе огромное внимание. Экспертом пригласили В.Ф. Войно-Ясенецкого, тоже профессора-хирурга. Председатель коллегии ГПУ Туркестана Якоб Петерс был буквально взбешен спокойными, убедительными аргументами святителя Луки в защиту подсудимого и, что называется, «перешел на личности»:

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

— Я режу людей для их спасения. А во имя чего режете вы, гражданин общественный обвинитель?

Зал взорвался хохотом и аплодисментами, сбросив напряжение, — многие знали, что вопрос Петерса содержал угрожающий контекст: священник не должен проливать кровь даже курицы. Но святитель Лука от Патриарха получил разрешение заниматься хирургией... Петерс не смирился:

— А как это вы верите в Бога — вы Его видели, своего Бога?

— Бога я не видел, но много оперировал на мозге, но никогда не видел там ума, и совести тоже.

Picture Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
79 Два монаха переходили вброд бурную речку. К ним обратилась за помощью красивая молодая женщина с просьбой помочь перейти слишком глубокий для нее брод. Старый монах молча взял ее на плечи и перенес на другой берег.

Уже на подходе к монастырю молодой монах прервал молчание и спросил старца: «Писания запрещают монахам даже прикасаться к женщине, а ты не только прикасался, но и нес ее на своих плечах!»

Старец рассмеялся и ответил: «Я оставил ее возле реки, а ты все еще ее несешь».

80 «Когда я жил с бабушкой и мамой, у нас в квартире завелись мыши, — рассказывал митр. Антоний Сурожский. — Они полками бегали, и мы не знали, как от них отделаться. Мышеловки мы не хотели ставить, потому что нам было жалко мышей.

Я вспомнил, что в требнике есть увещевание одного из святых диким зверям. Там начинается со львов, тигров и заканчивается клопами. И я решил попробовать. Сел на койку перед камином, надел епитрахиль, взял книгу и сказал этому святому: «Я ничуть не верю, что из этого что-то получится, но раз ты это написал, ты, значит, верил. Я твои слова скажу, может быть, мышь поверит, а ты молись о том, чтобы это получилось».

Я сел. Вышла мышь. Я ее перекрестил: «Сиди и слушай!» — и прочел молитву. Когда я кончил, перекрестил ее снова: «Теперь иди и скажи другим». И после этого ни одной мыши у нас не было!»

Picture Серафимушка наш
81 Было это в царствование императора Николая I. В ту пору продажа хмельного зелья велась откупщиками. Заплатив определенную сумму в казну, любой купец мог открыть кабак и получать от этого дела немалый доход. Как водится, кабатчикам хотелось еще больших барышей, и многие вели торговлю нечестно, всячески спаивая народ, обирая его до нитки. Одним из таких мироедов был купец К., имевший водочную монополию сразу в трех губерниях. Однажды мимо его дома шел крестьянин с сыном.

— Тятя, — спросил сын, — кто живет в таком красивом доме?

Взглянув на богатые хоромы, крестьянин ответил:

— Это купец К., кабатчик. А дом он построил на воровстве.

— Если он вор, то почему его Бог не накажет?

— Бог правду видит... — ответил крестьянин мальчику.

Прошло много времени. Мальчонка вырос, и вот уже он со своим сыном идет по той же улице.

— Папа, — дернул сын за рукав, — кто это страшный такой?

Взглянув в канаву, отец ответил:

— Это сын купца К., горький пьяница. Он пустил по ветру все, что было нажито кабатчиком. Нет у него ни дома, ни детей, ни друзей...

— Почему же его Бог не пожалеет?

— Бог правду видит, — ответил крестьянин, вспомнив любимую тятину пословицу: «Бог правду видит, да не скоро скажет».

82 Иногда человек теряет веру, потому что это его единственная защита против совести, — говорит митрополит Антоний Сурожский. Вот одна история. Был у владыки знакомый батюшка — очень тонкий, образованный человек. В прошлом он был безбожником, но однажды услышал от знакомого по эмиграции священника:

— А ты попробуй, Саша, вспомнить, когда и почему ты захотел, чтобы Бога не было.

Саша вернулся домой озадаченный. Перебрал в уме всю жизнь, а когда дошел до шестилетнего возраста, то вдруг начал что-то понимать.

Он жил тогда в одном из городов России, каждое воскресенье бывал в церкви. Родители давали ему копеечку для нищего, и для мальчика это много значило. Он входил в храм с мыслью, что сделал доброе дело, оказал любовь.

Но однажды Саше ужасно захотелось купить лошадку — она стоила всего шесть копеек, но мама отказала ему в деньгах. И тогда в ближайшее воскресенье он решил, что если шесть раз не дать нищему денежки, то мечта исполнится. И он прошел мимо несчастного. Потом наступило второе воскресенье, третье. В четвертый раз Сашей овладела мысль позаимствовать копейку из шапки убогого. Тогда можно будет купить лошадку еще раньше.

Он так и сделал, но вдруг почувствовал, что он не может больше в церкви предстоять перед Богом, и забился в какой-то угол. И когда однажды вернулся из Петербурга брат мальчика со словами, что Бога нет, Саша за эту идею немедленно ухватился.

Впоследствии он оградил свое неверие стеной философии и самых разумных доводов. Знакомство с богословием никак не повлияло. Стена все росла и готова была уже достигнуть неба, когда вдруг рухнула от одного честного, любящего вопроса сельского священника. Не ум нужно будить в атеисте, а совесть.

83 Святой апостол Карп за особенную любовь и ревность к Богу был поставлен апостолом Павлом епископом в Берии Фракийской, что в Македонии. Однажды новопоставленный епископ узнал о том, что один из его учеников склонился к иудейскому вероучению и отступил от веры в Иисуса Христа. Карп был настолько потрясен этим, что решил в себе забыть самое имя бывшего ученика. Вскоре ему было послано видение огромной пропасти, на дне которой извивался огненный червь, а на самом краю пропасти Карп увидел того самого отступника и виновника его отступничества — раввина. Оба они были связаны и как бы приготовлены к казни, а рядом с ними стоял Ангел с обнаженным мечом, готовый столкнуть их в бездну. Ужаснувшись видению, апостол призвал Имя Божие и сказал себе:

— Вот какую страшную кару получают те, которые отвергают своего Спасителя! Эти неблагодарные получат то, что заслужили.

И в это мгновение Сам Господь, явившись сидящим на престоле славы, сказал апостолу:

— Карп! Карп! Если бы Я мог, Я бы еще раз пострадал за них!

Услышав эти слова, Карп устыдился своей жестокости и стал усердно молить Бога о несчастном отступнике, и молился до тех пор, пока не вымолил его из сетей диавола.

Picture Архимандрит Кирилл
84 В последние годы у нас много спорят, что такое правда, и хорошо ли нам всю ее знать.

В святоотеческой литературе есть рассказ о молодом подвижнике, который молил Бога, чтобы ему было открыто зло в каждом встреченном человеке. Инок надеялся через этот дар научиться помогать людям.

Но когда Господь внял его молитвам, то монах впал в уныние от человеческой испорченности и стал шарахаться от людей. К его духовнику как-то раз пришел проситель, но прозорливый ученик прогнал несчастного со словами: «Как осмелился ты сюда прийти, ты осквернишь старца своим присутствием».

— Что ты наделал? — вопросил опечаленный старец, узнав об изгнании просителя. — А ты не думаешь, что это была, быть может, его последняя надежда.

Молодой подвижник ужаснулся. Он стал просить учителя умолить Бога отнять этот дар видения.

— Нет, — отвечал старец, — что Бог дал, того Он не отнимает. Но я буду просить, чтобы всякий раз, когда ты видишь зло в другом человеке, то переживал бы его как собственное...

Спустя какое-то время один недобрый человек пустил на ночлег странника и стал прислушиваться к его молитве. Путник со слезами, изнемогая от скорби, каялся в страшных грехах, и вдруг хозяин понял, весь оледенев, что речь идет о его собственных преступлениях. Он упал на колени рядом со странником, и уже вместе они каялись и плакали.

Когда молодой подвижник окончил свою исповедь, хозяин был исцелен.

Picture 85 Митрополит Антоний Сурожский однажды заметил, что, когда неофит решит вскарабкаться на небо, поститься до полусмерти и прочее, все в его доме становятся святыми, потому что вынуждены смиряться и все сносить от «подвижника».

Было время, когда в детстве он сам просто сводил всех с ума в этом состоянии, но однажды...

— Помню, — рассказывает он, — как-то я молился у себя в комнате в самом возвышенном состоянии духа, когда бабушка отворила дверь и сказала: «Морковку чистить!» Я вскочил на ноги и сказал: «Бабушка, ты разве не видишь, что я молился?»

Ответ бабушки был очень простым:

— Я думала, что молиться — значит, быть в общении с Богом и учиться любить. Вот тебе морковка и нож.

86 Как достичь смирения? Вот один из советов митрополита Антония Сурожского: мы должны научиться смотреть на себя с долей юмора, который воспитывает в нас жизненный реализм.

Например, воспаленное воображение подсказывает: «Я гениален». А ты со спокойной улыбкой на это отвечаешь: «Не будь дураком, ты посредственный человек» или «Какой ты смешной, чего ты пыжишься?»

«Помню, в детском лагере, — рассказывает владыка Антоний, — кто-то из моих товарищей пришел в страшную ярость. Наш руководитель, вместо того чтобы его остепенить, взял и поставил перед ним зеркало. Когда мальчик увидел свое искаженное бешенством лицо, у него вся злость сразу спала».

Реалистичный взгляд на себя — вот начало смирения.

Picture 87 Иногда нам бывает трудно представить, как можно подставить правую щеку, когда тебя ударили по левой. Вот какой случай произошел в одной из израильских школ.

Девочку, недавно привезенную родителями из России, третировали ее местные одноклассницы. Дети порой бывают очень жестокими, а тут — приехала, говорить на их языке не умеет, а если и скажет что, так с ошибками. Ведет себя не так. Одета не так...

И вот стоит бедная девочка в углу одна. Вдруг подбегает к ней стайка одноклассниц, и та, что является первой задирой, говорит: «Хочешь яблочко?» Новенькая молчит, не зная, как здесь положено отвечать. А та роется в сумке, отыскивает яблоко, быстро откусывает от него кусок за куском и под смех остальных протягивает девочке огрызок. Растерянно смотрит на них бывшая москвичка. Но не кинула в лицо обидчице этот огрызок, не отвернулась гневно и не заплакала. Маленькая русская еврейка, приехавшая из страны с иным воспитанием, открыла свой ранец, достала мандарин и протянула насмешнице. Та вспыхнула и растерянно убежала, уводя за собой стаю.

С того момента все переменилось. Ее уже не только что не дразнили, но приняли в свои верные подруги.

88 Некто спросил мудреца:

— Зачем ты постоянно читаешь книги, в которых содержится учение о Божестве и обязанностях человека? Ведь ты уже несколько раз их читал!

Мудрец сказал:

— Зачем ты сегодня требуешь пищи? Ведь ты вчера ел?

— Я делаю это для того, чтобы жить.

— И я читаю для того, чтобы жить, — ответил мудрец.

89 В дневнике странника Якова Фетисова есть запись о том, как он собирал деньги на церковь в Петербурге. Однажды сошлись в трактире пятеро таких сборщиков. Трое выпили чаю с хлебом, а двое других заказали также и мяса, и вина. Оказалось, что люди подают им много охотнее, чем другим.

Задумался Яков: в чем причина такой удачливости? Ведь и он тоже не спал, не сидел, а день-деньской старался. Решил подсмотреть и обнаружил, что его собрат просит так настойчиво, что это похоже на вымогательство. Зайдет во двор, раз крикнет, посыплются копейки из окон, пора и честь знать, но нет. Сборщик снова кричит, и снова сыплется мелочь.

Перенять этот метод скромный крестьянин Фетисов не смог. И что же? В Александро-Невской лавре вдруг сама подошла к нему дама, расспросила обо всем подробно и дала два золотых. «В этом я усмотрел Промысл Божий», — записал в свой дневник странник, получивший и деньги, и радость духовную.

А что же другой сборщик? Вырывая милостыню нахрапом, он был подобен ребенку, который накануне именин ищет и находит подарок. Другого все равно не купят, а вот радости принятия дара он себя лишил.

90 Инок спросил старца: «Есть два брата, один безмолвствует в келье, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая на себя трудов; другой же служит больным. Чье дело более приятно Богу?» Ответил старец: «Хотя бы тот брат, который держит пост в течение шести дней, за ноздри подвесил себя, и тогда он не мог бы сравняться с тем, который служит больным».

91 Подвизался один монах в пустыне, усердно творя молитву, даже ночью для этого вставал. А пищу ему приносил обычный такой мужик, немного сумрачный, будто не выспавшийся.

Как-то раз решил инок провести рядом с ним целый день и вот что приметил. Крестьянин вставал рано утром, говорил: «Господи» и шел в поле. Там пахал целый день, а вернувшись к ночи, перед тем как лечь спать, во второй раз говорил: «Господи».

«И только-то», — огорчился пустынник. А спустя некоторое время решил отправиться к духовнику за советом — как научить мужика молиться. Старец подумал и предложил для начала исполнить следующее:

— Возьми эту чашу, полную масла и обойди вокруг деревни, но только смотри, ни капли не пролей.

Молодой монах все исполнил в точности и вновь предстал перед духовником.

— Скажи, сколько раз вспомнил ты Бога, пока нес чашу? — поинтересовался тот.

— Ни разу, — растерялся инок. — Я думал только о том, как бы не пролить масла.

— Это одна чаша с маслом так заняла тебя, — продолжал старец, — что ты ни разу не вспомнил о Боге. А крестьянин и себя, и семью, и тебя кормит своими трудами и заботами и то два раза в день вспоминает о Боге.

92 Старец Амвросий Оптинский рассказывал, как одна исповедница сказала духовнику, что она очень гордая.

— Чем же ты гордишься? — спросил ее батюшка. — Ты, верно, знатна?

— Нет, — ответила женщина.

— Талантлива?

— Нет.

— Так, стало быть, богата?

— Что вы, совсем не богата.

— Гм... в таком случае можешь гордиться, — добродушно сказал духовник.

Picture 93 Однажды авва Силуан вошел внезапно в келью брата, принявшего подвиг юродства, и увидел возле него две корзины с камнями — одну слева, другую справа.

Юродивый, по своему обыкновению, не стал отвечать на вопрос о том, зачем он держит у себя камни.

Тогда авва Силуан тихо заметил ему:

— Брат, я никуда, кроме храма, не выхожу из своей келии, но ныне Бог меня послал к тебе, а зачем, неведаю?

В ответ юродивый стал серьезен и сказал:

— Прости, отче. Все очень просто. Каждое утро я сажусь, имея перед собой эти камешки. Если родится во мне добрый помысел, кладу камень в одну корзину, а если злой — в другую. Вечером пересчитываю их, и если правая корзина наполнена больше, то трапезничаю. А если левая — ложусь спать голодным.

94 Часто люди, не затрудняя себя малейшей сдержанностью в потреблении «благ цивилизации», думают, что это более важно лишь для особых подвижников. И ошибаются: как-раз подвижник-то иногда и может себе что-то разрешить, что грешникам было бы не на пользу. Сколько вытерпел о. Иоанн Кронштадтский нападок, клевет, гонений, когда речь заходила о шелковых рясах, каретах, отдельных пароходах и прочем! Но вот его собственное разъяснение относительно одного такого случая:

«Я знаю, что многие осуждают меня за шелковые рясы, за езду в карете и подобное. Насчет шелковой рясы скажу вам. Прислала мне ее старушка одна. Сама она ее шила, хоть и плохо видит... Шила и радовалась невесть как, думая, как я стану носить ее подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину? «Соблазн», — говорят мне подчас иные... А я так думаю, что горший соблазн — в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шелковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую».

Picture Фрагмент из Библии
95 Одна старушка пасла овец и потеряла одну из них. В слезах пришла старушка к блаженному Иннокентию за утешением.

«Покажи мне место, где ты потеряла овцу», — попросил ее Иннокентий.

Они отправились на то место, и старец стал молиться, чтобы Господь дал ему знак. Через какое-то время в воздухе показался ворон. Покружив над ними, он опустился невдалеке в винограднике и вскоре опять взлетел, держа в клюве кусок мяса. Исчез ворон так же внезапно, как появился.

Блаженный отправился на то место, куда приземлялся ворон, и там обнаружил и похищенную овцу, уже разделанную на мясо, и воров. Похитителями оказалась местная молодежь, испугавшаяся Иннокентия и тут же отдавшая старушке деньги за овцу.


< :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: > :: Статьи




Hosted by uCoz