::::: Главная :::::
История :::::
Фотогалерея :::::
Контакты :::::
Гостевая книга :::::
|
|||||||||
К. Гриценко Цветник духовный Душеполезные чтения разных случаев из жизни старцев < :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: > :: Статьи
50 Когда царь Давид убегал от возставшаго против него непокорнаго сына Авессалома, некто Семей, из рода дома Саулова, зобежал вперед Давида и стал поносить его жесточайшими словами: «Уходи, уходи, убийца, беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо котораго ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего, и вот, ты в беде; ибо ты — кровопийца» (2 Цар. XVI, 5-8). Вот поражающий образец человеческой злобы! Авесса, брат Иоава военачальника, видя такое поругание над Давидом, говорит: «Зачем этот мертвый пес злословит господина моего, царя? Пойду я, и сниму с него голову». Но царь, усматривая в этом поношении себя изволение Божие, является защитником своего гонителя, говоря своим спутникам: «Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида: кто же может сказать — зачем ты это делаешь»? — Семей тяжко согрешил, проклиная Давида, потому что, хотя Бог и употребил его, как орудие, для поношения царя, но не был причиной его злобной воли: Он лишь мудро употребил ее в наказание Давиду. Подобно Давиду, каждый из нас должен смотреть на наносимыя ему нападения и озлобления злыми людьми, которых самоволие всемилостивый Бог употребляет или для вразумления неповинных, или для наказания виновных.
52 Греческая царица Ирина в Царьграде, низверженная с царскаго престола презренным рабом, обратилась к Богу с словами: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты меня, сироту недостойную, возвел на престол царский; но поелику Ты же попустил, чтобы лишена была я престола, считаю это последствием грехов моих; да будет со мною воля Твоя! — Во всем же злом и добром да будет имя Господне благословенно». Истинно то, что никто не может вредить нам, разве в том, в чем мы сами вредим себе. А потому справедливо сказал бл. Августин: «Веруй Господу Богу без всякаго сомнения, и поручи Ему всего себя, насколько станет твоей силы: тогда Он не отвергнет тебя, не перестанет возвышать тебя к Себе, и ничего не попустит злого для тебя, хотя бы ты был и убог, и незнатен». Это наставление каждый должен знать в совершенстве и должен крепко содержать в уме следующее: ничего противнаго нам не может приключиться с нами без воли или попущения Божия: ни диавол и никто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит. Должно верить крепко, что хотя и самыя тяжкия бедствия постигают нас по распоряжению Бога, как верховнаго Царя, но посылаются они на нас от милостивейшаго Отца в нашу же пользу, для вразумления и исправления нашего, за наши неправды и грехи. Следовательно, никто другой, кроме самих нас, не может нам вредить. 53 Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне: что тебя столько оскорбляет — воля ли, умысел оскорбителя, или только его власть, возможность осуществить умысел, или и то и другое? Ты отвечаешь: «Меня оскорбляет и то и другое вместе». В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение оной в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбление: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, т.е. от воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, — зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом? Иначе, без Божия попущения, он не мог бы тебя оскорбить. Скажешь: «Противник мой нанес мне величайшую обиду» — «Скажи: какую? — ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя — и ты считаешь себя обиженным?» — «Этого лукаваго человека, — скажешь, — и его злобную волю я ненавижу». — «Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести». Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? в чем ея успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить! От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? не по власти ли и воле Божией? а если по власти и воле Божией, — то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым. Следовательно, ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, — и твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе не повредишь. 54 Однажды царь гулял по дороге. Видит — человек канаву копает. Царь спросил: «Много ли зарабатываешь?». «Зарабатываю хорошо, — ответил землекоп, — и старый долг выплачиваю, и на проценты кладу. Да и еще жаркое ем!». Царь удивился: «Как же у тебя так много получается?». Землекоп ответил: «Я кормлю своего отца — значит, плачу старый долг. Кормлю и обучаю сына — значит, кладу деньги на проценты. За обедом ем жареную селедку — разве это не жаркое?». «Верно!». Царь порадовался мудрости землекопа и пошел домой во дворец. Там он задал своим офицерам ту же загадку, что ему самому только что загадали. Офицеры долго ломали голову — никто не отгадал! Лишь один-единственный сумел отгадать загадку. И царь тут же произвел его в генералы.
56 Все утро пахал мужик свое поле. А в полдень сел перекусить, что из дому принес. Картоху вареную с солью да с луковкой съел. Потом за воду с хлебом принялся. Мякиш сжевал, корочку бросил. И опять за работу. Увидел это паук, обхватил лапками корочку и поволок прочь. Стояла на краю поля береза, паук с корочкой на вершинку забрался. Сел на ветку, длинную паутинку вниз свесил. Тут поднялся ветер, закружил паутинку и паучка с ней. Летит паутинка все выше да выше… И закинуло ее на облачко. Плывет облачко по небу, мимо солнца проплывает. Паук поднял корочку лапками, солнцу показал: «Солнце ясное, ты всему живому на земле хозяин. Землю согреваешь, под твоими лучами урожай зреет. Да, видно, ты людям много хлеба даешь, что они его и съесть не могут. Глянь, солнце красное, бросил мужик корку! Свой труд, твой дар ногами затоптал». Нахмурилось солнце, тучами закрылось. Потом в просвет выглянуло и говорит пауку: «Ну, раз так, будет в это лето урожай невелик! Чтоб запомнили люди, что хлеб беречь надо». И опять за тучами скрылось. Как солнце сказало, так оно и вышло. А ты над этой сказкой подумай. Коли сметлив, сам поймешь. Коли недогадлив, другие растолкуют.
58 Св. Афанасий, архиепископ Александрийский, описывает в деяниях Антония Великаго такое происшествие: два монаха предприняли путешествие, чтобы посетить св. Антония в его пустыне. Но, идя по безводной жаркой пустыне, совершенно изнемогли от жажды, и один из них уже умер, другой же был при смерти. Св. Антоний находился от них далеко, за несколько миль. Сидя в своем монастыре на камне, он призывает поспешно двух своих монахов и говорит им: «Как можно скорее бегите туда-то, в пустыню, захватив с собою сосуд воды, ибо один из двух идущих к нам братии уже умер от жажды, а другой еще дышит, но весьма страдает и ослабел; если замедлите, то и другого не застанете в живых: это открыл мне Бог, когда я стоял на молитве». Получив повеление, посланные немедленно и охотно пустились в путь: нашедши странников, тело умершаго предали земле, а другого, освеживши его водой и подкрепивши пищею, привели с собою к св. Антонию. При этом описании Афанасий благоразумно замечает, что кто-нибудь может спросить: «А зачем св. Антоний не послал своих монахов раньше для спасения странников, еще до смерти одного из них?» Такой вопрос, поистине, неприличен для христианина, потому что это не было делом св. Антония, но это был суд Божий: Сам Бог изрек Свой праведный приговор над умирающим и о жаждущем — живом; Он же открыл Свою волю св. Антонию о спасении странника.
60 В тысяча пятьсот девяносто седьмом году жил в Сицилии, на месте, носившем название: «Царская Гора», человек, упорно проводивший распутную жизнь. Знакомый ему, благочестивый монах много раз увещевал его, чтобы он исправился и отстал от мерзкой, богопротивной жизни, разврата с непотребными женщинами, но он пребывал в своем ожесточении (а быть может, и в вольнодумстве и безверии) и оставался неисправимым. Прошло немного дней после последняго увещания, и он погиб в объятиях непотребной женщины, на ея постели, будучи нечаянно проколот штыком. Там же другой, подобный первому, беззаконник, много лет проживший в непотребстве с безчестною женщиною, услышал о погибели своего друга и оставил беззаконное сожитие. Сделавшись целомудренным чрез наказание и погибель перваго беззаконника, он остальныя шестьдесят лет своей жизни пребывал в сердечном раскаянии о своих грехах. — Что сказать обо всем этом, кроме справедливаго изречения: Суды Твои, Господи, бездна великая и неизмеримая! 61 Для Божественнаго апостола Павла было весьма дивно определение Божие о двух близнецах Ревекки — Исаве и Иакове. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего добраго или худого, почему можно было бы предпочесть одного из них другому, Бог наперед уже сказал: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. — Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? — Никак! О, человек, кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетнаго употребления, а другой — для низкаго (Римл. IX, 11-13. 14. 20. 21)? Неужели между горшечником и глиною меньше различия, чем между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь? 62 Св. Дорофей рассказывает: в некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю ее, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькия девочки, именно такия, каких она желала, и тотчас с радостью отдала она цену (за одну из них) и взяла ее к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошел немного, встретила его одна блудница, весьма развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять ее; условившись с ним, отдала цену, взяла (девочку) и ушла с ней. Видите ли тайну Божию? Видите ли суд (Божий)? Кто может объяснить это? В самом деле, святая дева взяла ту малютку, воспитала ее в страхе Божием, наставляя ее на всякое благое дело, обучая ее иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала ее орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить ее, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола». Кто в этом событии изследует глубину и таинственность судеб Божиих? Судьбы Твои, Боже, бездна многа! 63 В земной нашей жизни мы многаго никогда не постигнем разумом. Довольно для нас знать, убедиться и несомненно веровать, что Бог справедлив, и в последний день судный не найдется никого из подсудимых, который бы сказал что-либо иное Господу, кроме слов: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. СХVIII, 137). Некогда Царь Давид, видя нечестивых счастливцев мира, увлекающих за собою своим примером некоторых из народа Божия, желал уразуметь судьбы Божии о них. Долго и безуспешно размышляя об этом, он смиренно сознался: «Трудно для меня уразуметь это, пока не войду во святилище Божие» (Псал. LХХII, 16. 17). Надлежит нам до будущей жизни отложить более полное уразумение непостижимых судеб и целей высочайшей премудрости Божией! 64 Некий старик долгими часами сидел в церкви без единого движения. Однажды священник спросил его, что Бог говорит ему. «Бог не говорит. Он только слушает», — прозвучал ответ. «Ну а вы тогда о чём говорите Ему?». «Я тоже не говорю. Я только слушаю». 65 К некому старцу, живущему праведной жизнью, подходит мирянин и спрашивает: — Скажи, любезный, как надо жить? — Утром вставай, иди на работу, поработавши дома чего-нибудь поделай, почитай книжку, помоги жене, проверь как учится сын... — Так послушай, это и я делаю... — Да, но ты всё это делаешь без Бога
67 Если мы хотим совершенно измениться и освободиться от мира, — говорит авва Дорофей, — то научимся отсекать хотения наши и таким образом мало-помалу, с помощью Божией, достигнем безстрастия... Можно в короткое время отсечь десять хотений своих. Например: предположим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо, и помысел говорит ему: «Посмотри туда...»; а он отвечает помыслу: «Не хочу смотреть», — и отсекает хотение свое, и не смотрит. Или находит празднословящих между собой, и помысел говорит ему: «Скажи и ты такое-то слово», — а он не говорит и отсекает хотение свое, и пр. И, отсекая таким образом свою волю, он привыкает отсекать ее и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и, что бы ни случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание... и от безпристрастия приходит в безстрастие... Вот как коренно и существенно действует отсечение воли своей. 68 Авва Дорофей лично знал такого больного. «Знаю я, — говорит он, — одного, пришедшего некогда в такое жалкое состояние. Сначала, если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: что значит такой-то? Нет никого достойного, кроме Зосимы и еще такого-то. Потом начал и этих осуждать и говорить; нет никого достойного, кроме Макария. Спустя немного начал говорить: кто такой Макарий? Нет никого достойного, кроме Василия и Григория. Но скоро начал осуждать и их, говоря: кто такой Василий? И кто такой Григорий? Нет никого достойного, кроме Петра и Павла. Я говорил ему: «Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать». И точно, через несколько времени он начала говорить: кто такой Петр? И кто такой Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы. Наконец возгордился он и против Самого Бога и лишился ума. Вот какая болезнь — гордость! Ею заразил человека диавол, равно как и прочими многими болезнями». 69 Обрел я в древней книжице аптеку духовную и сообщаю ее тебе! Человек некий спросил: есть ли такое зелье, которое врачевало бы болезни душевные? Врач ответил: есть, приди и возьми корень послушания и правды, листья упования и терпения, цветок красоты, или чистоты, душевной и телесной, плод добрых дел и изотри в сосуде сокрушения сердечного, просей в решете рассуждения, пролей воды от слез молитвенных и раствори горестью покаяния, потом воспламени себя Божественной молитвой, вложи в горнило ничтожества или смирения, и, посолив себя солью братолюбия, открывай щедрую руку к милостыне, да твори ее втайне. Когда все это уготовится через огонь веры и благодати, употребляй в свою пользу, тогда будешь совершенно здоров. Во всякой иноческой обители и во всякой келье послушника и монаха аптека эта должна быть открыта.
С состраданием взирал Ангел Божий на болящего и молитвенно воззвал: «О Госпоже Премилосердая! Ты ведаешь благочестивый подвиг сего страдальца; ведаешь его усердие к Тебе: каждый день он приносит Тебе Архангельское приветствие... Вот его язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, весь покрыт язвами; в безпамятстве от боли он произносит только безумные глаголы... О Премилосердая Госпоже! Обрати Свой взор на сего страдальца и пощади его!» Так молился Ангел Божий за болящего, и едва произнес он свою молитву, как предстала во свете небесном Матерь Господа и, исцелив болящего каплею млека Своего, стала невидима... И больной встал со своего убогого ложа, пошел в церковь и стал петь на клиросе вместе с другими клириками. Все знали о его тяжкой болезни, все были изумлены его внезапным исцелением, и когда он рассказал свое видение, все прославили Матерь Милосердия, исцелившую Своего песнопевца. Чудо это изображено на иконе Богоматери, именуемой «Целительница». 71 Некто из святых, именем Филагрий, живя в пустыне Иерусалимской, занимался работою, и тем снискивал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на торгу, и продавал свое рукоделие, кто-то обронил кошелек с тысячью монет. — Старец, нашедши его, остановился на том месте, говоря: конечно потерявший воротится. И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону, и отдал ему кошелек. Тот ухватил старца, и хотел дать ему что-нибудь из денег; но старец не принял. Тогда потерявший начал кричать: пойдите, посмотрите, что сделал человек Божий! Но старец уже скрылся и вышел из города, не желая обнародовать своего поступка и прославиться.
73 У некоего старца Серафонта спросили как бороться с духом хулы. Тот ответил: «Не только мысли хульные бывают и поражают, но слышатся слова в ушах. Бес — производитель их. Делает он это для того, чтобы смущать вас и лишить вас дерзновения к молитве. И то имеет он в виду, не согласитесь ли вы на какую-либо хулу, чтоб ввергнуть вас в грех хулы, а потом — в отчаяние. Против сего беса: первое — не смущаться и отнюдь не думать, что это ваши мысли, но прямо относить их к бесу. Затем против мыслей и слов — мыслить и говорить противное. Он внушает худое о святом, а вы говорите: врешь, лукавец, он вот каков... Так против всего, и все говорите, пока не отойдут. Заключите так: буди проклят, хульник, и слова хулы да обратятся на главу твою... К Господу обратитесь с такою молитвою: «Душу мою открываю пред Тобою, Господи! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не благоволю к ним. Все всевает враг. Отгони его от меня». Святой Нифонт четыре года мучим был этим духом, который жужжал ему в уши: нет Бога, нет Христа и проч.... Он же говорил: и Бог есть, и Христос... и я поклоняюсь Ему и служу всею душою... Бог избавил, наконец, его.» |