::::: Главная ::::: История ::::: Фотогалерея ::::: Контакты ::::: Гостевая книга :::::

К. Гриценко
Цветник духовный
Душеполезные чтения разных случаев из жизни старцев


< :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: > :: Статьи

Picture Москва златоглавая
48 Аматий-пустынножитель, святой муж, был в свое время живым зеркалом. В него обязаны всматриваться все, кто Провидение Божие понимают неправильно или отрицают и предают тайно хулению. Аматий, потрудясь тридцать лет в монастыре, удалился в пустыню, где на избранном им камне жил в великом воздержании. Один из братии монастыря чрез каждые три дня приносил ему часть хлеба и кружку воды — это было единственным его пропитанием. Таковое воздержание не было приятно диаволу: и вот, прилетел ворон, кружку с водою опрокинул ногами, а кусок хлеба схватил клювом и унес. Таким образом, труженик лишен был тридневнаго пропитания. Как же посмотрел на это добродетельный муж? быть может, проклял ворона, или произнес нелепыя слова на Божие Провидение, или начал порицать бесовския козни? — ничего этого он не сделал. Мы поступаем так в подобных случаях, а он, воздевши руки и вознесши ум к небу, возгласил: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Тебе угодно было оставить меня в более продолжительном посту по Твоей святой воле. Я знаю, что это будет мне весьма полезно на будущее время, ибо ничего не бывает в мире без Твоего Провидения, без Него ни один листочек не упадет с дерева». А мы, грешные, думаем, что истребление домов пожаром, потопление кораблей, отнятие имений, личныя обиды совершаются, когда Провидение Божие спит или не видит, — словом, не верим в Божие Провидение. Лучше нас понимали это даже идолопоклонники (язычники); ибо здраво мыслящие из них рассуждали, что все в мире происходит не по воле человеческой и не по слепому случаю. Действительно, все происходит от Бога, по Его Провидению праведному: зачем же мы негодуем и часто даже ропщем?

Picture Рождество Христово
49 На размышление о Провидении Божием наводят нас бесчисленные примеры и образы. Один благоговейный муж, прошедши девять миль от города, но, не кончивши еще предпринятаго пути, измученный жаром, голодом и жаждою, изнемог и со стоном повалился под грушевым деревом; он, лежа, стал читать молитвы и во время чтения их увидел на верху дерева один фрукт. В это самое время проходил мимо дерева незнакомец, приблизился к лежащему в изнеможении под грушею, и, узнавши причину его изнеможения от голода и усталости, вынул чистый хлеб и часть его отдал изнемогшему для подкрепления его сил. Это верно, и тысячи подобных примеров и действий рассказываются, и самим нам приходилось их видеть. Несмотря на это, мы так мало имеем надежды на Божие Провидение! Если наши сосуды, ящики, сундуки и житницы не наполнены до верха всяческим добром, то мы падаем духом; но когда мешок наш полон, карман набит деньгами, тогда мы имеем надежду. О, слепые мы! истинное упование на Бога есть то, когда мы, находясь в большом стеснении, в величайшей нужде и бедности, не падаем духом, но терпением побеждаем все наши невзгоды: ибо чем более переносим страданий, тем больше предуготовляется нам славы и венцов. У древних было достопамятное изречение: «Аще бы мы творили, еже есмы должны, Бог бы нам сотворил, еже хощем». Блаженный Иероним, поучая об этом, сказал: «Да будет человек тем, чем он должен быть, и тотчас же пошлет ему все Тот, Которым все совершилось». Справедливо восклицает блаженный Августин: «О, Боже мой! Ты имеешь о всяком человеке столько попечения, как будто бы о нем одном Ты и заботился: так и о всех, как о каждом». Святый же Григорий говорит: «Бог печется о каждом так, как обо всех, и обо всех промышляет так же, как бы об одном». Так о тебе, читатель, печется и имеет Промышление Бог, как бы Он не имел ни о чем другом заботиться. Многочисленность народа, о котором печется Бог, ни смущает Божия Промышления, ни отягощает: для Него попечение об одном человеке таково же, как и о безчисленных тысячах людей. Как прежде о Ное с семью членами семейства или об одном Адаме в раю, так и теперь обо всех равное имеет Бог попечение и Промысл.

50 Когда царь Давид убегал от возставшаго против него непокорнаго сына Авессалома, некто Семей, из рода дома Саулова, зобежал вперед Давида и стал поносить его жесточайшими словами: «Уходи, уходи, убийца, беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо котораго ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего, и вот, ты в беде; ибо ты — кровопийца» (2 Цар. XVI, 5-8). Вот поражающий образец человеческой злобы! Авесса, брат Иоава военачальника, видя такое поругание над Давидом, говорит: «Зачем этот мертвый пес злословит господина моего, царя? Пойду я, и сниму с него голову». Но царь, усматривая в этом поношении себя изволение Божие, является защитником своего гонителя, говоря своим спутникам: «Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида: кто же может сказать — зачем ты это делаешь»? — Семей тяжко согрешил, проклиная Давида, потому что, хотя Бог и употребил его, как орудие, для поношения царя, но не был причиной его злобной воли: Он лишь мудро употребил ее в наказание Давиду.

Подобно Давиду, каждый из нас должен смотреть на наносимыя ему нападения и озлобления злыми людьми, которых самоволие всемилостивый Бог употребляет или для вразумления неповинных, или для наказания виновных.

Picture Святой Иоанн Златоуст
51 Святой Дорофей повествует, что один старец богоугодной жизни, в течение нескольких дней, не мог принимать пищи по болезни своего желудка. Служитель, желая подкрепить старца пищею, задумал приготовить для него более приятное и питательное кушанье. Он из двух сосудов, похожих друг на друга, взял по ошибке для приготовления пищи тот, в коем хранилось старое прогоркшее масло. Таким образом, при всем своем добром желании угодить старику, он, влив изобильно в его кушанье не мед, но едва ли не самую смерть, приготовил ему такое кушанье, котораго не ела бы и голодная собака. Больной едва попробовал принесенной ему пищи, тотчас узнал ошибку приготовлявшаго ее, но промолчал и ел чрез силу. Потом, когда желудок его не позволял принимать ему больше этого кушанья, положил ложку, не говоря ни слова о непригодности пищи. Но служитель стал его упрашивать, чтобы больше покушал такого прекраснаго кушанья, говоря: «Я приготовлял его старательно, со всем усердием; оно подкрепит твое здоровье». Добрый старик не только не произнес гневнаго слова на служителя, но даже мысленно не разсердился на него, и отговаривался от еды только тем, что уже сыт и не может больше съесть. Тогда служитель, едва попробовал сам этого кушанья, тотчас бросился к ногам старца и с горестью сказал ему: «Убил я тебя, честный отче, зачем ты скрыл своим молчанием мою непоправимую ошибку?» — «Не смущайся, сын мой; если-бы Богу было угодно, чтобы я покушал сладкаго, то ты и принес бы мне сладкое». При этом св. Дорофей замечает: старик сказал правду, что если бы было угодно Богу, дабы больной старик кушал вкусное кушанье, то Бог не попустил бы ошибки служащаго или превратил бы прогорклое масло в свежее. Так, подобно старику, поступает тот, кто во свем признает Провидение Божие: он ни в ком не хочет видеть злонамеренности, никого не подозревает, но истинно признает, что все случающееся с ним бывает по Провидению и воле Божией.

Picture 52 Греческая царица Ирина в Царьграде, низверженная с царскаго престола презренным рабом, обратилась к Богу с словами: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты меня, сироту недостойную, возвел на престол царский; но поелику Ты же попустил, чтобы лишена была я престола, считаю это последствием грехов моих; да будет со мною воля Твоя! — Во всем же злом и добром да будет имя Господне благословенно». Истинно то, что никто не может вредить нам, разве в том, в чем мы сами вредим себе. А потому справедливо сказал бл. Августин: «Веруй Господу Богу без всякаго сомнения, и поручи Ему всего себя, насколько станет твоей силы: тогда Он не отвергнет тебя, не перестанет возвышать тебя к Себе, и ничего не попустит злого для тебя, хотя бы ты был и убог, и незнатен». Это наставление каждый должен знать в совершенстве и должен крепко содержать в уме следующее: ничего противнаго нам не может приключиться с нами без воли или попущения Божия: ни диавол и никто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит. Должно верить крепко, что хотя и самыя тяжкия бедствия постигают нас по распоряжению Бога, как верховнаго Царя, но посылаются они на нас от милостивейшаго Отца в нашу же пользу, для вразумления и исправления нашего, за наши неправды и грехи. Следовательно, никто другой, кроме самих нас, не может нам вредить.

Picture 53 Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне: что тебя столько оскорбляет — воля ли, умысел оскорбителя, или только его власть, возможность осуществить умысел, или и то и другое? Ты отвечаешь: «Меня оскорбляет и то и другое вместе». В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение оной в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбление: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, т.е. от воли Божией, которая справедлива и свята.

Тебе известно, что всякая власть от Бога, — зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом? Иначе, без Божия попущения, он не мог бы тебя оскорбить. Скажешь: «Противник мой нанес мне величайшую обиду» — «Скажи: какую? — ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя — и ты считаешь себя обиженным?» — «Этого лукаваго человека, — скажешь, — и его злобную волю я ненавижу». — «Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести». Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? в чем ея успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить! От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? не по власти ли и воле Божией? а если по власти и воле Божией, — то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым.

Следовательно, ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, — и твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе не повредишь.

54 Однажды царь гулял по дороге. Видит — человек канаву копает. Царь спросил: «Много ли зарабатываешь?». «Зарабатываю хорошо, — ответил землекоп, — и старый долг выплачиваю, и на проценты кладу. Да и еще жаркое ем!». Царь удивился: «Как же у тебя так много получается?». Землекоп ответил: «Я кормлю своего отца — значит, плачу старый долг. Кормлю и обучаю сына — значит, кладу деньги на проценты. За обедом ем жареную селедку — разве это не жаркое?». «Верно!». Царь порадовался мудрости землекопа и пошел домой во дворец. Там он задал своим офицерам ту же загадку, что ему самому только что загадали. Офицеры долго ломали голову — никто не отгадал! Лишь один-единственный сумел отгадать загадку. И царь тут же произвел его в генералы.

Picture Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София
55 Дрозд свил себе гнездо на маленьком деревце и вывел птенцов. Однажды лиса подошла к этому дереву и сказала: «Другие уже сеют, а у меня еще соха не сделана! Хочу срубить это деревце для сохи». Дрозд начал просить: «Подожди, Лиса, не руби деревце. Ведь на нем мое гнездо с малыми детками». «Дай мне одного птенца, — сказала Лиса, — тогда не буду рубить». Дрозд уже хотел было отдать птенца — но какого отдашь? И этого жалко, и того жалко… Пока они торговались подлетела бабка Ворона и говорит Дрозду: «Не горюй, Дроздок, пусть рубит. Только где же у нее топор?». Лиса показала свой хвост и начала бить им по деревцу. Но тут Дрозд и сам увидел, что ничего она своим хвостом сделать не может. И не дал Лисе ни одного птенчика. Лиса рассердилась и решила проучить умную Ворону. Она легла под горой и притворилась мертвой. Прилетела Ворона и уселась Лисе на голову. Тут хитрая Лиса и сцапала Ворону. Ворона стала просить: «Что хочешь со мной делай, только не поступай так, как с моим дедом поступили». «А как поступили с твоим дедом?». «Сунули его в ступицу колеса и пустили под гору!». «А, — подумала Лисица, не помня себя от злости, — вот именно это я с тобой и сделаю!». Она взяла колесо, засунула в ступицу Ворону и пустила колесо под гору. Ворону сунули в колесо с одной стороны, а она выскочила наружу с другой и, взлетев на березу, сказала: «Слишком большая злость всегда омрачает ум».

56 Все утро пахал мужик свое поле. А в полдень сел перекусить, что из дому принес. Картоху вареную с солью да с луковкой съел. Потом за воду с хлебом принялся. Мякиш сжевал, корочку бросил. И опять за работу. Увидел это паук, обхватил лапками корочку и поволок прочь. Стояла на краю поля береза, паук с корочкой на вершинку забрался. Сел на ветку, длинную паутинку вниз свесил. Тут поднялся ветер, закружил паутинку и паучка с ней. Летит паутинка все выше да выше… И закинуло ее на облачко. Плывет облачко по небу, мимо солнца проплывает. Паук поднял корочку лапками, солнцу показал: «Солнце ясное, ты всему живому на земле хозяин. Землю согреваешь, под твоими лучами урожай зреет. Да, видно, ты людям много хлеба даешь, что они его и съесть не могут. Глянь, солнце красное, бросил мужик корку! Свой труд, твой дар ногами затоптал». Нахмурилось солнце, тучами закрылось. Потом в просвет выглянуло и говорит пауку: «Ну, раз так, будет в это лето урожай невелик! Чтоб запомнили люди, что хлеб беречь надо». И опять за тучами скрылось. Как солнце сказало, так оно и вышло. А ты над этой сказкой подумай. Коли сметлив, сам поймешь. Коли недогадлив, другие растолкуют.

Picture Серафим
57 Нанял один человек медведя виноградник сторожить. Пришло время урожай собирать, виноград давить, вино делать. Вот человек взгромоздил большую бочку на воз и поехал на виноградник. Приехал. А собирать-то нечего! Ни одной кисти на кустах, ни одной ягодки. Хорошо медведь за виноградником приглядывал. Созреет ягодка — попробует. Зарумянится кисть — полакомится. И сам не заметил, как весь виноград съел. Огорчился человек, даже заплакал. А медведь, как увидел, что человек плачет, ушел в другой конец виноградника и ну реветь, мохнатой лапой глаза утирать. Человек говорит: «Я плачу — ясное дело отчего. Ты меня на всю зиму без вина оставил. А ты, косолапый разбойник, чего ревешь?». «Эх, человек, — отвечает медведь. — Твоя беда — не беда. Этим летом винограда нет, будущим летом новый созреет. А вот мне, бедному, и правда плохо. Узнают все кругом, что я за сторож, никто больше не наймет виноградник стеречь. Оттого и плачу, утешиться не могу!».

58 Св. Афанасий, архиепископ Александрийский, описывает в деяниях Антония Великаго такое происшествие: два монаха предприняли путешествие, чтобы посетить св. Антония в его пустыне. Но, идя по безводной жаркой пустыне, совершенно изнемогли от жажды, и один из них уже умер, другой же был при смерти. Св. Антоний находился от них далеко, за несколько миль. Сидя в своем монастыре на камне, он призывает поспешно двух своих монахов и говорит им: «Как можно скорее бегите туда-то, в пустыню, захватив с собою сосуд воды, ибо один из двух идущих к нам братии уже умер от жажды, а другой еще дышит, но весьма страдает и ослабел; если замедлите, то и другого не застанете в живых: это открыл мне Бог, когда я стоял на молитве». Получив повеление, посланные немедленно и охотно пустились в путь: нашедши странников, тело умершаго предали земле, а другого, освеживши его водой и подкрепивши пищею, привели с собою к св. Антонию. При этом описании Афанасий благоразумно замечает, что кто-нибудь может спросить: «А зачем св. Антоний не послал своих монахов раньше для спасения странников, еще до смерти одного из них?» Такой вопрос, поистине, неприличен для христианина, потому что это не было делом св. Антония, но это был суд Божий: Сам Бог изрек Свой праведный приговор над умирающим и о жаждущем — живом; Он же открыл Свою волю св. Антонию о спасении странника.

Picture Храм Василия Блаженного
59 В тысяча сто семнадцатом году, когда во всей Италии было землетрясение, некоторые из жителей города Мадиолана собрались (повествует Рогерий) в одном доме по делу об исправлении нужд общественных. Вдруг слышится со двора голос, зовущий по имени одного из числа бывших в том доме, чтобы он вышел. Тот, кого вызывали, недоумевал, кто зовет, и кого, — а потому медлил выходить, ожидая повторения зова. Неожиданно какой-то незнакомец, приблизясь к двери, просит, чтобы позванный поскорее вышел; едва последний отошел на несколько шагов от дома, как падает дом и губит под своими развалинами всех, бывших внутри его. Спрашивается: почему один только из бывших в доме спасен от смерти, а все прочие погибли? — Суды Господа — великая бездна! Кто не видит ясно в этом происшествии повторения древних чудес? Так вывел ангел Господень Лота с его детьми из Содома, а всех прочих жителей оставил в жертву огню. Таким же чудесным образом сохранены были невредимыми и многие другие люди, находившиеся вместе со множеством людей, которые погибли от какой-либо причины, произведшей общее бедствие, общую пагубу.

60 В тысяча пятьсот девяносто седьмом году жил в Сицилии, на месте, носившем название: «Царская Гора», человек, упорно проводивший распутную жизнь. Знакомый ему, благочестивый монах много раз увещевал его, чтобы он исправился и отстал от мерзкой, богопротивной жизни, разврата с непотребными женщинами, но он пребывал в своем ожесточении (а быть может, и в вольнодумстве и безверии) и оставался неисправимым. Прошло немного дней после последняго увещания, и он погиб в объятиях непотребной женщины, на ея постели, будучи нечаянно проколот штыком. Там же другой, подобный первому, беззаконник, много лет проживший в непотребстве с безчестною женщиною, услышал о погибели своего друга и оставил беззаконное сожитие. Сделавшись целомудренным чрез наказание и погибель перваго беззаконника, он остальныя шестьдесят лет своей жизни пребывал в сердечном раскаянии о своих грехах. — Что сказать обо всем этом, кроме справедливаго изречения: Суды Твои, Господи, бездна великая и неизмеримая!

Picture 61 Для Божественнаго апостола Павла было весьма дивно определение Божие о двух близнецах Ревекки — Исаве и Иакове. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего добраго или худого, почему можно было бы предпочесть одного из них другому, Бог наперед уже сказал: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. — Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? — Никак! О, человек, кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетнаго употребления, а другой — для низкаго (Римл. IX, 11-13. 14. 20. 21)?

Неужели между горшечником и глиною меньше различия, чем между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь?

62 Св. Дорофей рассказывает: в некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю ее, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькия девочки, именно такия, каких она желала, и тотчас с радостью отдала она цену (за одну из них) и взяла ее к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошел немного, встретила его одна блудница, весьма развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять ее; условившись с ним, отдала цену, взяла (девочку) и ушла с ней. Видите ли тайну Божию? Видите ли суд (Божий)? Кто может объяснить это? В самом деле, святая дева взяла ту малютку, воспитала ее в страхе Божием, наставляя ее на всякое благое дело, обучая ее иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала ее орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить ее, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола». Кто в этом событии изследует глубину и таинственность судеб Божиих? Судьбы Твои, Боже, бездна многа!

Picture 63 В земной нашей жизни мы многаго никогда не постигнем разумом. Довольно для нас знать, убедиться и несомненно веровать, что Бог справедлив, и в последний день судный не найдется никого из подсудимых, который бы сказал что-либо иное Господу, кроме слов: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. СХVIII, 137).

Некогда Царь Давид, видя нечестивых счастливцев мира, увлекающих за собою своим примером некоторых из народа Божия, желал уразуметь судьбы Божии о них. Долго и безуспешно размышляя об этом, он смиренно сознался: «Трудно для меня уразуметь это, пока не войду во святилище Божие» (Псал. LХХII, 16. 17). Надлежит нам до будущей жизни отложить более полное уразумение непостижимых судеб и целей высочайшей премудрости Божией!

64 Некий старик долгими часами сидел в церкви без единого движения. Однажды священник спросил его, что Бог говорит ему. «Бог не говорит. Он только слушает», — прозвучал ответ. «Ну а вы тогда о чём говорите Ему?». «Я тоже не говорю. Я только слушаю».

65 К некому старцу, живущему праведной жизнью, подходит мирянин и спрашивает:

— Скажи, любезный, как надо жить?

— Утром вставай, иди на работу, поработавши дома чего-нибудь поделай, почитай книжку, помоги жене, проверь как учится сын...

— Так послушай, это и я делаю...

— Да, но ты всё это делаешь без Бога

Picture Епископ Вениамин (Милов)
66 Один старец прохаживался с учениками своими в месте, где росли различные кипарисы: большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: «Выдерни этот кипарис». Кипарис тот был мал, и брат тотчас одной рукой вырвал его; потом старец показал ему на другой, гораздо больше первого, и сказал: «Вырви этот». Брат раскачал обеими руками и с великим трудом вырвал его... Потом показал старец другой, еще больший; но брат, хотя и много трудился и потел над ним, не мог, однако, вырвать его. Тогда старец велел другому брату встать и помочь; и в поучение о неотлагательном исправлении сердца сказал: «Вот так и страсти, братья, пока они малы, то если мы пожелаем, легко можем искоренить их. Если же не удалять их, то они укрепляются до того, что даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, если не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам своими молитвами к Богу, Которому во веки поклоняемся, очистясь, исцелясь и освящаясь благодатью Духа Святого».

67 Если мы хотим совершенно измениться и освободиться от мира, — говорит авва Дорофей, — то научимся отсекать хотения наши и таким образом мало-помалу, с помощью Божией, достигнем безстрастия... Можно в короткое время отсечь десять хотений своих. Например: предположим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо, и помысел говорит ему: «Посмотри туда...»; а он отвечает помыслу: «Не хочу смотреть», — и отсекает хотение свое, и не смотрит. Или находит празднословящих между собой, и помысел говорит ему: «Скажи и ты такое-то слово», — а он не говорит и отсекает хотение свое, и пр. И, отсекая таким образом свою волю, он привыкает отсекать ее и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и, что бы ни случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание... и от безпристрастия приходит в безстрастие... Вот как коренно и существенно действует отсечение воли своей.

Picture 68 Авва Дорофей лично знал такого больного. «Знаю я, — говорит он, — одного, пришедшего некогда в такое жалкое состояние. Сначала, если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: что значит такой-то? Нет никого достойного, кроме Зосимы и еще такого-то. Потом начал и этих осуждать и говорить; нет никого достойного, кроме Макария. Спустя немного начал говорить: кто такой Макарий? Нет никого достойного, кроме Василия и Григория. Но скоро начал осуждать и их, говоря: кто такой Василий? И кто такой Григорий? Нет никого достойного, кроме Петра и Павла. Я говорил ему: «Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать». И точно, через несколько времени он начала говорить: кто такой Петр? И кто такой Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы. Наконец возгордился он и против Самого Бога и лишился ума. Вот какая болезнь — гордость! Ею заразил человека диавол, равно как и прочими многими болезнями».

69 Обрел я в древней книжице аптеку духовную и сообщаю ее тебе!

Человек некий спросил: есть ли такое зелье, которое врачевало бы болезни душевные? Врач ответил: есть, приди и возьми корень послушания и правды, листья упования и терпения, цветок красоты, или чистоты, душевной и телесной, плод добрых дел и изотри в сосуде сокрушения сердечного, просей в решете рассуждения, пролей воды от слез молитвенных и раствори горестью покаяния, потом воспламени себя Божественной молитвой, вложи в горнило ничтожества или смирения, и, посолив себя солью братолюбия, открывай щедрую руку к милостыне, да твори ее втайне. Когда все это уготовится через огонь веры и благодати, употребляй в свою пользу, тогда будешь совершенно здоров. Во всякой иноческой обители и во всякой келье послушника и монаха аптека эта должна быть открыта.

Picture Царская семья
70 Был один благочестивый клирик, по имени Викентий. Он имел добрый обычай каждый раз, когда входил в церковь или выходил из нее, преклонять колена перед образом Богоматери и говорить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Блаженно чрево Твое, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь Бог, наш Спаситель!» Однажды этот благоговейный клирик тяжко заболел: у него загнил язык и от сильной боли он сделался без памяти. Но лишь только пришел в себя, он произнес в уме свою обычную молитву — и в ту же минуту увидел в изголовье своей постели прекрасного юношу: это был его Ангел Хранитель.

С состраданием взирал Ангел Божий на болящего и молитвенно воззвал: «О Госпоже Премилосердая! Ты ведаешь благочестивый подвиг сего страдальца; ведаешь его усердие к Тебе: каждый день он приносит Тебе Архангельское приветствие... Вот его язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, весь покрыт язвами; в безпамятстве от боли он произносит только безумные глаголы... О Премилосердая Госпоже! Обрати Свой взор на сего страдальца и пощади его!» Так молился Ангел Божий за болящего, и едва произнес он свою молитву, как предстала во свете небесном Матерь Господа и, исцелив болящего каплею млека Своего, стала невидима... И больной встал со своего убогого ложа, пошел в церковь и стал петь на клиросе вместе с другими клириками. Все знали о его тяжкой болезни, все были изумлены его внезапным исцелением, и когда он рассказал свое видение, все прославили Матерь Милосердия, исцелившую Своего песнопевца. Чудо это изображено на иконе Богоматери, именуемой «Целительница».

71 Некто из святых, именем Филагрий, живя в пустыне Иерусалимской, занимался работою, и тем снискивал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на торгу, и продавал свое рукоделие, кто-то обронил кошелек с тысячью монет. — Старец, нашедши его, остановился на том месте, говоря: конечно потерявший воротится. И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону, и отдал ему кошелек. Тот ухватил старца, и хотел дать ему что-нибудь из денег; но старец не принял. Тогда потерявший начал кричать: пойдите, посмотрите, что сделал человек Божий! Но старец уже скрылся и вышел из города, не желая обнародовать своего поступка и прославиться.

Picture Иеромонах Серафим Роуз
72 Когда святую мученицу Дорофею повели из претора на место казни, чтоб по повелению мучителя игемона отсечь ей голову за исповедание Господа нашего Иисуса Христа, некоторый ученый, именем Феофил, советник игемона, воскликнул к ней в насмешку: «Слушай, невеста Христова! Пошли мне яблоков и розанов из Рая, от Жениха твоего». Святая Дорофея сказала: «Поистине исполню это». Пришедши на место посечения, она упросила палача, чтоб дозволил ей немного помолиться Богу своему. Когда она окончила молитву, предстал ей Ангел Господень в виде отрока необыкновенной красоты; он принес ей в чистом платке три прекрасных яблока и три красные розы. Святая сказала Ангелу: «Прошу тебя: отнеси их к Феофилу и скажи ему: вот тебе то, чего ты просил». Сказав это, она преклонила под меч главу и была усечена. Между тем Феофил, насмехаясь над обещанием Святой, рассказывал о нем друзьям и сверстникам своим. «Теперь, — говорил он, — когда повели на казнь Дорофею, называвшую себя Христовою невестою и хваставшею, что она взойдет в Его Рай, я просил ее, чтоб она послала мне оттуда яблоков и розанов. И она обещалась мне непременно исполнить это!» Передавая это друзьям своим, Феофил безмерно смеялся, как внезапно предстал ему Ангел с тремя яблоками и тремя цветками, говоря ему: «Это посылает тебе святая дева Дорофея, как обещала, из Рая Жениха своего». Феофил, увидев яблоки и цветы и взяв их в руки, воскликнул громким голосом: «Истинный Бог — Христос, и нет в Нем никакой неправды». Друзья его сказали ему: «Феофил! Ты или сошел с ума, или смеешься». Феофил отвечал им: «Я не сошел с ума и не смеюсь, но здравый разум требует от меня, чтоб я веровал, что Иисус Христос есть истинный Бог». Они спросили его: «Отчего ты так внезапно переменился?» Феофил отвечал: «Скажите мне, какой ныне месяц?» Они сказали: «Февраль». Феофил: «Теперь — зима. Вся Каппадокия покрыта снегом и льдом, и нет ни одного дерева или растения, которое бы украшалось своими листьями; откуда же, думаете вы, эти цветы и яблоки с своими сучками и листьями?» Говоря это, он показывал им яблоки и розаны. Видя их, осязая, поражаясь особенным благовонием их, они в удивлении говорили: «Мы не видали таких плодов и цветов и в обыкновенное время их». Феофил из гонителя превратился в проповедника веры Христианской. Немедленно дано было знать о нем игемону, который подверг Феофила сперва обольщениям и увещаниям, а потом мукам, и Феофил запечатлел своею кровию свое исповедание Христа.

73 У некоего старца Серафонта спросили как бороться с духом хулы. Тот ответил:

«Не только мысли хульные бывают и поражают, но слышатся слова в ушах. Бес — производитель их. Делает он это для того, чтобы смущать вас и лишить вас дерзновения к молитве. И то имеет он в виду, не согласитесь ли вы на какую-либо хулу, чтоб ввергнуть вас в грех хулы, а потом — в отчаяние. Против сего беса: первое — не смущаться и отнюдь не думать, что это ваши мысли, но прямо относить их к бесу. Затем против мыслей и слов — мыслить и говорить противное. Он внушает худое о святом, а вы говорите: врешь, лукавец, он вот каков... Так против всего, и все говорите, пока не отойдут. Заключите так: буди проклят, хульник, и слова хулы да обратятся на главу твою... К Господу обратитесь с такою молитвою: «Душу мою открываю пред Тобою, Господи! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не благоволю к ним. Все всевает враг. Отгони его от меня». Святой Нифонт четыре года мучим был этим духом, который жужжал ему в уши: нет Бога, нет Христа и проч.... Он же говорил: и Бог есть, и Христос... и я поклоняюсь Ему и служу всею душою... Бог избавил, наконец, его.»


< :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: > :: Статьи




Hosted by uCoz