::::: Главная ::::: История ::::: Статьи ::::: Фотогалерея ::::: Контакты :::::

Да воскреснет Бог!

Очистим чувствия и узрим...
из 1 песни канона Святой Пасхи

игумен Никон:
  • Да воскреснет Господь в сердцах ваших, да поразит ад, кроющийся в глубине сердец наших, да откроет вход в душу нашу праведным помыслам, желаниям; да вознесет сердца наша горе и сделает нас Храмом Духа Святаго. (Письмо 14) [1].
Любовь Божия

Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах...Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен.
Преп.Исаак Сирин. Слово 90[2]

схиигумен Иоанн:
  • Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал, как человек не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой. Отчаиваться не надо, ибо нет греха, превышающего Божие милосердие; отчаяние всегда дьявол наносит, его слушать не надо. (Письмо 65) [3]
  • ...ужасные страдания Господь наш Иисус Христос терпел как человек ради нашего спасения, а Божество сострадало. О дивное чудо! Человече, неужели твое окаменелое сердце не содрогнется от воспоминаний таких страданий Иисуса Христа? (Письмо 102)
  • Бога не представляй очень строгим. Он очень милостивый, знает нашу человеческую немощь. (Письмо 8)
игумен Никон:
  • Крест Христов да будет Вам всегда напоминать о бесконечной любви Божией к падшему человеку. Разве одной этой мысли недостаточно, чтобы всецело предать себя в руки Божии? Хоть немного надо искать царствия Божия, и Господь никогда не оставит такого человека без помощи и утешения. Господь любит вас! Потерпите Господа! (Письмо 166)
  • Господь показал нам Свою любовь пришествием на землю и крестными страданиями. Он радуется о покаянии каждого грешника, и как блудного сына, сознавшего свои грехи, обратившегося ко Отцу, готов принять с великой любовью. Неужели мы не воспользуемся этой милостью Божией к нам, а будем коснеть в своих грехах, в своем самолюбии, в своем мраке душевном, не дающем возможности видеть своих язвы, поболеть о них и покаяться. (Письмо 119)
  • Если человек человека может любить и жалеть, то какова любовь Божия к нам, если она для нашего спасения привела Его на Крест! (Письмо 146)
  • "Льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит" Господь. Малую искру в душе Закхея Господь разжег в великий пламень. (Письмо 162)
  • В чем суть христианства? В том, что Всемогущий, Всеведущий Творец вселенной так любит и жалеет человека, так заботится о нем и о его спасении, что отдал Сына Своего Единородного на позор, Крест и смерть. (Письмо 169)
  • ...если Бог ради человека принес в жертву самое дорогое -- Сына Своего, -- то как может пожалеть чего-либо, ибо и вся вселенная -- ничто пред этой Жертвой. Не жалеет Господь ничего, особенно для тех, кто стремиться к Нему, кто старается исполнить Его слово, кто сокрушается сердцем о каждом сделанном грехе, как о нарушении Его воли, как бы невнимании к Нему, неблагодарности и нелюбви к Нему. (Письмо 169)
  • Грядущего ко Мне не изжену вон! Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней. (Письмо 169)
  • Господь... жалеет каждого грешника и ждет только обращения его, чтобы простить все его грехи и мерзости и спасти. (Письмо 194)
  • Бог по благости Своей восхотел иметь около Себя разумные свободные существа, которые могли бы участвовать в Его блаженстве, быть участниками Его жизни, причастниками Его естества. Для этого Он сотворил Ангельский мир, а потом и человека. (Письмо 241)
  • Апостол Иоанн утверждает Духом Святым, что Бог есть Любовь, а не только имеет любовь, хотя и бесконечно великую. Любовь же все покрывает, по слову ап. Павла. Покрывает она и наши грехи, недостатки, немощи, нетерпение, ропотливость и прочее. Стоит только верующему во Христа осознать свои немощи и грехи и попросить прощения, как любовь Божия очищает и исцеляет все раны греховные. Грехи всего мира тонут в море любви Божией, как брошенный в воду камень. Не должно быть места унынию, безнадежию, отчаянию! (Письмо 266)
О Любви в нас...

Любовь, возбуждаемая чем-нибудь вещественным, подобна... наводняемому дождем потоку, которого течение прекращается с оскудением составляющего его вещества. Любовь же, которая имеет виновником Бога, подобна бьющему из земли источнику; потоки его никогда не пресекаются (ибо Бог -- единственный источник любви, и вещество Его не оскудевает).
Преп.Исаак Сирин. Слово 30

игумен Никон:
  • Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать ее, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы, как проявление любви. Кто любит Бога, тот захочет страдать ради Бога, и по мере роста любви будет возрастать желание все перенести, лишь бы не удалился от нас Господь, лишь бы быть ближе к Нему. А не любить Господа нельзя, если приблизимся к Нему, вернее, если Он к нам приблизится. (Письмо 78)
  • Я глубоко уверен, что даже древние мученики -- и они жалели, что мало страдали и поэтому не могли ответить Богу той любовью, которой должны бы были возлюбить Господа. (Письмо 78)
  • ...любовь выше молитвы. (Письмо 60)
  • Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их, в молитве за них, а когда необходимо, то и в материальной поддержке. (Письмо 102)
Пути Промысла Божия...

Для кого нет Бога в промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих.
Свт. Игнатий Брянчанинов т.2 стр.79 [4]

схиигумен Иоанн:
  • Все же если человек куда сам не стремится и выбирают его на какую-либо должность, значит, на это есть воля Божия и Господь поможет; а от неприятностей никуда не уйдешь. Куда бы человек ни ушел -- они с ним пойдут. (Письмо 57)
игумен Никон:
  • Мир кажется большим с человеческой мерки, но не с Божией. Он видит все, и наши состояния, внешние и внутренние, всегда у Него пред очами. Любовь же Его и всемогущество попускают совершаться с нами только тому, что послужит в конечном итоге к величайшему нашему благу. Поэтому и лучше всего нам покориться под Его крепкую и любящую руку и все принять с благодарностью. Это большой духовный подвиг, но принудить себя к этому необходимо. Он характеризует все устроение человека. Без этого все наше доброе мало имеет цены. Наш путь к спасению -- терпение с благодарностью (во всяком случае без ропота) всего случающегося. (Письмо 126)
  • Не будем диктовать Господу, а станем внедрять в сердце покорность Господу, преданность Его святой воле. Господь ведет нас легчайшим путем ко спасению, соответственно нашим свойствам, силам, обстоятельствам и прочее... (Письмо 140)
  • Поверьте, что каждый миг Господь хочет Вам дать величайшие блага, но вы не можете принять их без вреда для себя. А что можете принять -- все Он даст. Судите о своем состоянии и по этому признаку. (Письмо 164)
  • Не только о человечестве в целом, но и о каждом человеке в отдельности заботится Господь, ежеминутно держит его в Своей руке, защищает его от врагов невидимых и видимых, вразумляет и через людей, и через книги, и обстоятельства жизненные. Если необходимо наказать человека для вразумления и ограждения от большей беды, то наказывает с милостью, а потом, если человек может без вреда принять, награждает сугубо, как бы жалея, что наказал. У кого открылось несколько внутреннее зрение, тот видит это удивительное промышление Божие о человеке и в великом и в малом.(Письмо 169)
  • Весь ад,... со своими бесами, ничего не сделает больше того, что позволит Господь. (Письмо 191)
  • Господь ждет покаяние от людей грешных, потому и долго терпит. А безумные люди думают: грешники благоденствуют, значит Бога нет. Бог жалеет их, вразумляет и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая их исправления. И если не каются, то оставляет их в земной жизни на их волю, чтобы воздать должное после смерти. (Письмо 201)
  • Вполне очевидным становится промышление Божие о спасении человека и усилие диавола погубить даже тех, кто все силы употребляет на искание "единого на потребу", то есть царствия Божия. Из области теории это переходит в самую жизнь, человек находится в непрерывной борьбе со злом, с дьяволом, с его внушениями, то падая, то восставая. В этой борьбе он познает свою немощь, лукавство вражие, помощь Божию и любовь Божию к себе. Он познает цену добра и зла и, уже со всей сознательностью, избирает добро, делается непоколебимым в предпочтении добра, и его источника -- Бога и отвергает зло и дьявола. Хотя он и падает, делает иногда злое, но и сознает это как зло, грех, осуждает себя, кается, просит прощения у Бога и тем самым еще более утверждает свое предпочтение добра и Бога, хотя и отрицательным путем. (Письмо 231)
  • С одной стороны, нужна и своя мудрость и осмотрительность, но главное -- постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и "волос с головы их не падет, без воли Его". Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир -- небольшое количество овец победило несметные стада волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? (Письмо 233)
  • Еще до сотворения человека Господь предвидел, что человек будет не в состоянии оставаться всегда верным Ему, что Он не сможет вполне оценить дары Божии -- именно: жизни, своих свойств, райского блаженства. Чтобы человек оценил эти дары, возлюбил Господа всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию своею, нужно пройти ему особый путь, на котором он мог бы вполне испытать на себе зло, страдания всякие, смерть, до конца понять, что в удалении от Бога он всегда будет страдать, понять, что его блаженство в общении с Богом, в любви к Богу всем сердцем. Дальше он должен на опыте познать, что восстановить это общение он сам не может. Общение возможно только при очищении себя от всяких скверн плоти и духа; а опыт тысячелетий показал, что никто не может сам очистить себя. Человек, предоставленный своим силам, должен жить вне Бога земную жизнь и после смерти также отойти в ад, быть "кроме" Бога. И вот, когда человечество до конца поняло это, тогда Господь совершил такое дело, от которого содрогнулись и небо (мир Ангельский), и земля (вся видимая вселенная). Нас ради человек и нашего ради спасения Сам Господь сошел с неба, воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился, добровольно подвергся гонениям, оплеваниям, крестной смерти, чтобы спасти человека, соединив его с Собой и претерпев за него все, что должен был претерпеть каждый человек, чтобы восстановить общение с Богом. В этом проявилась такая любовь Божия, что она не могла не победить самое зачерствелое сердце и не привлечь к себе. (Письмо 241)
  • Господь жалеет П. -- посылает скорби, чтобы смирился и стал более сочувствовать другим. Если это не достигает цели, то "железной уздой" востягнет челюсти Господь не покоряющихся Ему, но подающих еще надежду на спасение. (Письмо 246)
  • Я всегда и поныне убежден, что ищущему Бога и желающему жить по воле Его (т.е. по заповедям) -- обязательно будет дано уверовать или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира. Так говорит и Иисус Христос: Ищите царствия Божия, и все (необходимое для материальной жизни) приложится вам. Много примеров, да и моя личная жизнь -- доказательство этому. (Письмо 269)
За все благодарите...

Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары большие прежних. Кто не благодарит за малое, тот и в большем лжив и неправеден.
Преп. Исаак Сирин. Слово 2

схиигумен Иоанн:
  • Люблю ходить один, люблю природу, куда ни посмотрю, все меня утешает: каждое деревце и каждый кустик; а маленькие птички-то с чириканием летают с дерева на дерево, лапочками повиснут на сучке, что-то клювом берут; и зайчик беленький пробежит и встанет на задние лапки, послушает да поглядит по сторонам и поковыляет вперед. Все это так назидает, просто не удержаться от слез, и во всем видно Божий промысел. Как все прекрасно сотворено, и милостивно обо всем заботится, и ничто у Него не забыто. Птички такие маленькие, ножки точно соломинки, а существуют и кормятся в морозное время. Слава, Господи, Твоей премудрости, слава созданию Твоему! Благодарю Тебя, Господи, что нам, многогрешным, немощным, иногда даешь приходить в богопознание; это Твоя милость. Мы, грешные, без Твоей помощи не можем созерцать природу и не приобрести ни единой добродетели; наша свободная воля дана Тобою и может только стремиться к добродетели, а приобрести или устоять в добродетели зависит уж от Твоей помощи. Однако прошу Тебя, Господи, ими же веси судьбами спаси нас, грешных. (Письмо 16)
игумен Никон:
  • Кроме греховного долга есть долг благодарности Господу. Для уплаты этого долга не хватило бы нам и миллиона жизней! (Письмо 77)
  • ...благодари Господа за все в жизни; ибо и доброе, и тяжелое, радость и скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения. (Письмо 110)
  • Будем благодарить Господа за то, что Он избрал нас из мира сего, отделил от него, взял в Свой удел. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Господи, пробави милость Твою до конца! -- Отдели и по смерти нас от врагов Твоих, хотя мы и не достойны этого, но по милосердию Твоему не отвергни нас от лица Твоего! Сподоби и нас со всеми святыми во веки веков благодарить и славословить Тебя за непостижимые милости Твои роду человеческому и нам, непотребным рабам Твоим! Слава Тебе, Отче, Сыне и Душе Святый во веки веков. Аминь. (Письмо 28)
  • Дана заповедь: если уж не можем радоваться всегда, то хоть не унывать, а главное, надо за все благодарить. (Письмо 65)
  • Как образ Божий, как призванный быть чадом Божиим, причастником естества Божия -- человек действительно есть великая ценность, дороже целого мира. Нужно бы сознавать это, благодарить за это Бога, вести себя соответственно этому, а на деле человек или не знает своего истинного величия, или в силу испорченности полагает свое "Я" в пустяках, ратует за мелкое самолюбие, тщеславится, гордится... и делается неприятным и для Бога, и для людей. (Письмо 251)
  • Надо всеми силами благодарить Господа, что сподобил нас родиться и жить в вере православной и иметь надежду жизни вечной. Сколько людей лишены этого величайшего дара! (Письмо 16)
О постепенности в духовном пути

Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным.
Преп. Исаак Сирин. Слово 1

схиигумен Иоанн:
  • К теплоте сердечной не стремись -- она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати; большего не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки неуместны, а требуется терпеливая постепенность. (Письмо 2)
  • Писал я тебе, не горячись. Это относится, к тому, чтобы к высшему не стремилась раньше времени, все в свое время бывает. Если будет приготовлено, исполнением заповедей Божиих, место в сердце, тогда, придет и то хорошее состояние, однако без нашего ожидания. Наше дело -- стремиться и трудиться, а прочее все зависит уже от благодати. Еще замечу: если будешь осуждать, то не придут к тебе слезы и умиление. (Письмо 27)
  • Не горячись, раньше времени не стремись к высшему, в духовной жизни скачки неуместны, должна быть терпеливая постепенность... (Письмо 29)
игумен Никон:
  • Чтобы из семени выросло дерево и дало плоды, надо время; чтобы переквасить ветхого человека новой закваской -- надо еще больше времени и труда. Насильно ускорить процесс нельзя, можно только повредить искусственными мерами. Господь же знает, что полезно и нужно человеку, ищущему подает это даже вопреки желанию, так как человек часто ошибочно желает не того, что ему нужно в данное время. (Письмо 153)
  • "Кто отвалит нам камень от гроба?" -- бе бо велий зело. "Кто отвалил?" -- по повелению Божию отвалил Ангел. Он же отвалит и от сердца Вашего камень нечувствия, когда придет время для этого. Нужно показать верность Господу во время нечувствия, маловерия, сомнений, холодности, во время скорбей, болезней, всяких неприятностей. Нужно волевым усилием утверждать в себе веру, когда она почти угасает по попущению Божию, чтобы человек вновь и вновь показал, к чему он стремиться, что он предпочитает. (Письмо 166)
  • ...нельзя, посадив семечко яблони, в тот же год ждать плодов. Как же Вы, будучи младенцем по внутреннему человеку, требуете от себя свойств взрослого? Строжайшими прещениями с угрозами наказаний или полного бесплодия возбраняется искать прежде времени высоких состояний. (Письмо 155)
  • Дай Бог, чтобы хоть в конце жизни вкусить плодов истинной свободы, которую даст Христос Своим ученикам. (Письмо 164)
Духовная брань и духовное оружие

...если человек оставляет дела, приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее.
Преп.Исаак Сирин. Слово 21

схиигумен Иоанн:
  • Не смущайся, что нападают иногда помыслы плотские, это естественно; одна благодать Господня только может освободить от них, однако знаю, они будут напоминать о себе даже до гроба, и старость несвободна от них. (Письмо 33)
  • Когда дьявол нанесет мыслей отчаянных, гони его молитвенным бичом, ибо он очень нахальный, зело нападает на стремящихся к духовной жизни. Святые Божии люди испытывали такие ужасы, что даже не пожелали предать писанию. Впрочем, его злая воля ограничена: насколько Господь попустил ему, настолько и искушает нас, влагая разные мысли, но наше самовластие может принять, может и не принять их, конечно, с Божией помощью. (Письмо 93)
  • пишешь, что тебя иногда во время молитвы очень смущают хульные помыслы; такие бывают скаредные, что даже стыдно смотреть на иконы, священникам как-то стыдно говорить. Смущаться не надо, ибо такие помыслы не наши, а врага рода человеческого -- диавола. Просто не обращай внимания на них и мысли старайся обратить на какие-либо внешние предметы. (Письмо 99)
  • Хулитель-диавол хоть и всех искушает, но гордые больше страдают хульными помыслами, ибо Господь за гордость попускает диаволу искушать человека. Святые отцы такие испытывали хуления, что даже не хотели предать писанию. Но они были опытными в духовной жизни, не смущались, ибо хорошо знали, что виновник хулы -- диавол... У святых отцов все приходящие мысли названы прилогами; хоть и худые они, но безгрешны; мы по самовластию можем принять и не принять; если не примем их, то они безгрешны, а если примем и будем говорить с ними, тогда будут греховные и доведут они до телесного греха. (Письмо 104)
игумен Никон:
  • Для православного оружием против диавола являются: пост, молитва, трезвение, смирение. Без смирения никакие средства не помогут, да и Господь самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадет в разные сети врага. (Письмо 96)
  • Посильное делание заповедей евангельских (вне и внутри),бодрствование и сокрушенная молитва Иисусова -- вот оружие непобедимое, доступное, я скажу, единственно доступное, для нашего времени. Это делание держит человека всегда в духовном напряжении, не связывает ни с книгами, ни с жилищными условиями, ни со здоровьем даже. Всюду, всегда (разве только когда углубится в какое занятие, требующее сильного внимания) оно доступно. (Письмо 268)
  • Средства борьбы: 1) с силой отвергнуть (с гневом) Помыслы и внушения врага и 2) призвать на помощь Господа Спасителя, сознавая всегда свою немощь и греховность. (Письмо 4)
  • Нам, новоначальным, неопытным, не имеющим духовных руководителей, надо знать одно: сами мы не можем побороть и победить страсти и бесов, но должно однако бороться с ними по силе своей и непрестанно во время падений призывать Господа на помощь. Обышедше обыдоша мя (враги и страсти), и именем Господним противляхся им. (Письмо 154)
  • Твердо знай, что если человек, от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому что с ним будет всегда помощь Божия; а если сам человек склоняется на грех, будет мыслями сначала беседовать, а не отвергать злых помыслов, как ядовитую гадину, то враг найдет вход в сердце, и Господь попустит быть греху. Точно так же за высокоумие, гордость или постоянное злое осуждение ближних попускается падение человеку. (Письмо 294)
  • ...без опыта, без падений и восстаний мысленных не придешь в правильное состояние. (Письмо 78)
  • Когда тебе будет очень тяжело, то скажи от всего сердца: "Господи, достойное по делам моим получаю, но прости мне и дай мне терпения, чтобы не роптать на Тебя. Господи, будь милостив мне, грешной". Повторяй эти слова много раз, пока скорбь не утихнет. Она обязательно утихнет, если от сердца будешь произносить. (Письмо 55)
  • Как важно для духовной жизни ежедневно открывать свои помыслы! Если нельзя этого делать, то хоть мысленно открывай и перед Богом исповедуй все на молитве. (Письмо 80)
  • Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: "Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи..." Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией. (Письмо 196)
  • Твердо держитесь Церкви и учения Святых Отцов. В каких бы сомнениях ни были -- твердите себе про себя, а иногда и вслух (чтобы бесы слышали): Господи Иисусе Христе, верую, что Ты -- Сын Божий и Господь, что Ты всячески пострадал, чтобы спасти нас, верю, что и меня не оставишь, если я сама сознательно на отрекусь от Тебя. Господи будь милостив ко мне. Предаю себя и свое спасение в Твои руки. Верю, что не попустишь погибнуть мне. Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже! (Письмо 179)
  • Если поборешь какое греховное влечение, то не себе это приписывай, не своей силе, а Господу, и благодари Его, что Он помог тебе победить грех. Если же припишешь себе, то опять впадешь в те же грехи. (Письмо 199)
  • Господь ненавидит лукавство (лукавый - это дьявол) и ложь (от дьявола). Ясно, что лукавый, пока он таковой, будет далек от Бога и всего духовного... (Письмо 159)
  • Надо именем Иисуса Христа убивать зарождающиеся от нашей греховной испорченной природы и от воздействий бесовских греховные мысли и чувства, пока они не выросли, не укоренились. (Письмо 294)

[1] Номера писем по книге "Нам оставлено покаяние" игумен Никон (Воробьев) Письма. (Москва 1997 г.)

[2] Цитаты из преподобного Исаака Сирина заимствованы из книги "Слова подвижнические" изд. "Правило веры" Москва 1993 г.

[3] Номера писем по книге "Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна" (Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Москва 1996 г.)

[4] Издание Донского монастыря и изд. "Правило веры" Москва 1993 г.


Содержание :: < :: 1 ::2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: > :: Статьи



Hosted by uCoz