::::: Главная ::::: История ::::: Статьи ::::: Фотогалерея ::::: Контакты :::::

Смирение

Сокровище смиренномудрого внутри его, и это -- Господь.
Преп.Исаак Сирин. Слово 8

Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради ея, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудевает, то первые будут напрасны.
Преп.Исаак Сирин. Слово 34

схиигумен Иоанн:
  • Наш должен быть труд во всякой добродетели, а успех уже зависит от Божией благодати, а благодать Бог дает не за труды, но за смирение: насколько человек смиряется, настолько и благодать посетит. (Письмо 3)
  • Еще замечу, пишут Святые отцы, что природные недостатки остаются и у святых -- для их смирения. (Письмо 5)
  • Стремись, чадо, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб. (Письмо 17)
  • ...благодать дается от Бога именно только смиренным -- а без смирительных случаев не смиришься. (Письмо 28)
  • ...благодать дается не за труды, а за смирение: кто насколько смирится, настолько и благодать приходит; и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати. (Письмо 29)
  • Святой Петр Дамаскин пишет: "Если человек увидит свои грехи аки песок морской, и это знак здоровья души". При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле. (Письмо 38)
  • Хорошо иногда вспомнить свои прошлые грехи, ибо от этого рождается смирение, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, то тут уже явно враг старается возмутить душу; не слушай его, успокойся, не мятись, не унывай, старайся молитвой отогнать подобные возмутительные мысли. (Письмо 39)
  • Господь дает дарования не за труды, а за смирение, так нас учат святые отцы. (Письмо 55)
  • На Валааме проходил послушания разные, и все такие, которые мне не нравились, однако не унывал, а был мирен. От святого послушания рождается смирение и сила воли укрепляется. (Письмо 79)
  • ...насколько человек смирится, настолько и преуспевает в духовной жизни. (Письмо 80)
  • Истинное смирение вот до чего должно распростираться: до полного сознания в чувстве сердца, что на всем земном шаре хуже всех человеков, даже скотов. Святые отцы сказали: "Смирение божественно, оно приклонило небеса и сошло на землю принять нашу плоть и бысть Богочеловек". (Письмо 95)
  • Ты пишешь, простит ли тебя Господь. Эта мысль дьявольская; он пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышало Божие милосердие. (Письмо 113)
  • ...от него [смирения] происходит кротость, приветливость, удобо-умиление, милосердие, тихость, благопокорность. Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых, а гордый хочет исследовать глубину судеб Господних. Смиренный не хвалится природными дарованиями и гнушается людскими похвалами -- как человек, одетый в шелковую одежду, отбегает, если брызнуть на него дегтем, чтобы не замарать своей дорогой одежды, так и смиренный убегает человеческой славы. (Письмо 110)
  • Свойство смирения видеть свои грехи, а в других -- добрые качества; а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других -- только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научился сему из опыта. Из одних слов нельзя сему научиться. (Письмо 110)
игумен Никон:
  • Самым основным свойством "нового" человека является смирение (научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен...), без которого исполнение всех даже заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает даже врагом Божиим, так как если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого. (Письмо 85)
  • Со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения. (Письмо 192)
  • Смиряться не наружно, а внутренно. А наружно будьте просты. (Письмо 1)
  • ...за смирение и терпение других и нас потерпит Господь по закону : в нюже меру мерите, возмерится вам. Царство Божие есть царство мира, любви, радости, кротости и проч., а с противоположными качествами в царство Божие мы не будем допущены.(Письмо 7)
  • ...Через самооправдание мы лишаем себя возможности к росту духовному. Если же не делаем того, что должны, да еще не терпим обид и скорбей, и через то не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и сказать. Чем мы будем лучше неверующих тогда? (Письмо 11)
  • Главное -- надо осознать себя достойными всяких оскорблений и скорбей (достойное по делом нашим приемлем). (Письмо 11)
  • ...Явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу, и спастись, чем наружные праведники. Потому и сказал Господь Иисус Христос, что мытари и грешники предваряют в царствии Божием многих внешних праведников. (Письмо 21)
  • По великой премудрости Божией грехи и бесы содействуют смирению человека, а через это -- спасению. Вот почему Господь не велел выдергивать плевелы из пшеницы, без плевел легко возникла бы гордость, а Бог гордости противится. Гордость и высокомерие -- гибель для человека. (Письмо 21)
  • ...смирения не может быть там, где нет сознания своих грехов, нет покаяния, а есть самооправдание. Так что все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для царствия Божия... (Письмо 24)
  • Всегда мы рабы неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и включает в царствие Божие. (Письмо 25)
  • Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают, исключая духовную жизнь проводящих. (Письмо 12)
  • Господь говорит: Не приидох призвати праведни, но грешники на покаяние. Что это значит? Слово Божие говорит, что несть праведного, несть до единого; вкупе непотребни быша. Все грешны, и чем святее человек, тем больше он видит в себе грехов. Господь и пришел призвать к покаянию и, через покаяние спасти грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи, кается пред Господом, просит прощения. А кто или не видит своих грехов, или сам себя оправдывает лукаво, тех отметает от себя Господь. Так отверг Господь и осудил еще на земле фарисеев, которые считали себя праведниками, даже примером для других. Страшно такое состояние. (Письмо 37)
  • А проявляется смирение тем, что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу: "Достойное по делам нашим приняли, помяни нас, Господи, когда приидешь в царствие Твое". (Письмо 42)
  • За смирение получишь благодать Божию здесь, на земле, а в будущей жизни -- вечное блаженство. (Письмо 50)
  • Слезы фальшивые очень и очень могут быть, чистых слез достигают единицы, а плачут все. (Письмо 65)
  • ...только рукою смирения человек может принять безвредно для себя любые дары от Господа. (Письмо 73)
  • ...по-духовному хорош только тот, кто искренне, от всей души, считает себя хуже всех. (Письмо 73)
  • Считайте себя достойной, заслуживающей ада и умоляйте Господа, чтобы не воздал Вам по заслугам... (Письмо 73)
  • При внимании себе, при постоянной борьбе с грехом человеку станет видно, как глубоко испорчен человек и как пронизано все существо человека гордостью. (Письмо 85)
  • Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически, познает свою порчу, свое бессилие и постепенно приобретает смирение. (Письмо 85)
  • Господь предупреждает тебя болезнями и неприятностями, чтобы ты оглянулась на себя и смирилась. (Письмо 107)
  • Что нужно делать? [чтобы смириться] Вот что:
1. Примирись искренне, а не языком со всеми.
2. Всегда обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна;
3. Говори себе так: "За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила".
4. Перестань излишне заботиться о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в количестве пищи...
5. Обязательно утром и вечером молитвы...
6. Каждый день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра умрешь и что ожидает тебя. Читай, что найдешь о смерти.
7. Перестань осуждать других. Если увидишь, что кто-либо делает нехорошо, то не осуждай, а пожалей его и мысленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.
8. Перестань празднословить, оставь смехотворство, шутки и прочее.
9. Вечером от всего сердца проси прощения за все нарушения заповедей за день, делом, словом или помыслом.
10. Старайся добиться сокрушения сердца и не давай ему охладеть. (Письмо 107)
  • Помни слово преподобного Петра Дамаскина, что признаком начинающагося здравия души является "видение грехов своих бесчисленных, как песок морской". Если этого нет, то пусть никто не думает о себе, что он находится в удовлетворительном устроении, нет, он или в слепоте душевной или, еще хуже, -- в самообольщении. (Письмо 114)
  • Не думай, что легко увидеть свои грехи. Недаром Святая Церковь с земными поклонами учит нас молиться: "даруй ми зрети моя прегрешения". Так учит потому, что грех и диавол ослепляют человека, усыпляют его, чтобы он не прибег к покаянию и погиб. (Письмо 119)
  • Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения. (Письмо 132)
  • Я перестал удивляться самым невозможным вещам. Падение человека и микробы зла все могут сделать. Сети непроходимы ни для кого, кроме смиренных, а для приобретения смирения и попускает Господь попадать в самые грубые и отвратительные сети тем, кто иначе не может приобрести его. А без смирения не может быть успеха в духовной жизни, а может быть, и спасения. (Письмо 138)
  • Мы все так тяжко пали, так глубоко гнездится в нас грех, так он многообразен, часто тонок и ядовит, что св. угодники каялись и плакали до самой смерти. Да и Господь не положил предела покаянию. (Письмо 152)
  • ...как смириться? Сам человек не может стяжать этого свойства. Надо во всем: и в мелочах, и в крупном -- познавать свою немощь и ограниченность, свое бессилие, свою "ветхость" и "плотяность" и каждое проявление их употреблять в свою пользу -- укорять себя, считать себя негодной и непотребной рабой Божией, постоянно нуждающейся в милосердии Божием и помощи. (Письмо 153)
  • Словами нас не смиришь. Вот Господь и попускает впадать во всякий срам, чтобы невольно человек пришел в сознание своей ничтожности и безобразия.(Письмо 177)
  • Хорошо, что Вы видите свои недостатки, они гораздо хуже и их больше, чем Вы видите, но из-за этого не следует приходить в уныние, безнадежие или даже в отчаяние. Это должно приводить в смирение и приводит всех тех, кто стремится к Господу. К этому именно состоянию относятся слова: любящему Господа вся поспешествуют во благое, то есть служит к пользе душевной. Без недостатков и слабостей мы возгордились бы. (Письмо 153)
  • Без этого качества [смирения] все подвиги, самые великие, не только бесплодны, но и губительны. Начинающие этого не видят и не могут видеть. (Письмо 161)
  • ...учитесь смирению. Без этого свойства душевного нигде не найдете ни покоя, ни роста духовного, ни правильной молитвы, то есть ничего доброго. Недаром же Господь призывает научиться от Него Самого смирению, как самому важному свойству души, самому необходимому. (Письмо 161)
  • Когда в тысячах случаях человек убедится, что он не может подавить ни одного греха, ни одной страсти, то невольно смирится и будет прибегать к Единому Спасителю Иисусу Христу, пришедшему на землю, чтобы взыскать и спасти погибшего... (Письмо 162)
  • Нужно свои падения и свою ветхость использовать как средство для приобретения смирения. Человек, приобретший смирение, обладает особым внутренним состоянием, при котором все нападения дьявола отражаются. (Письмо 165)
  • Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния -- это не признак смирения, а гордости... Искренность и глубина покаяния доказываются тем, что человек впредь старается не повторять грехов. (Письмо 187)
  • Без смирения высшие Ангелы стали бесами, а Адам и Ева изгнаны из рая. Как же нам без смирения, да еще с грехами, войти в потерянный рай. (Письмо 188)
  • Не правила, не поклоны, не посты, не чтение Слова Божия, а смирение приближает человека к Богу. (Письмо 192)
  • Истину скажу: никогда человек не познает себя (и не оплачет, следовательно), если 1) занимается самооправданием и 2) приписывает себе разные положительные качества. (Письмо 204)
  • Чтобы приобрести смирение, а с ним мир Божий (в душе), превосходящий всякое разумение, надо много потерпеть неудач, падений, оскорблений и проч. Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и проч., чтобы человек на тысячах примеров познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя надеялся. (Письмо 214)
  • ...Господь и должен был избрать такой путь для человека, чтобы он и в пакибытии не возгордился, как дьявол, а сознательно возлюбил Бога, покорился Ему окончательно, на веки,без возможности отпадения. А так как свойством души, противоположным гордости, является смирение, то и Слово Божие, и Матерь Божия, и Св. Отцы так высоко и ценят смирение. Без смирения никакие подвиги не помогут человеку, он всегда может впасть в гордость и отпасть от Бога. Соединяет человека с Богом любовь, но без смирения не может быть и любви. (Письмо 241)
  • Самый успех в духовной жизни измеряется глубиной смирения. Вот почему надо как от руки Божией (так это и есть) принимать всякие унижения, оскорбления, обиды, даже падения -- все содействующее подавлению нашего "Я", не с ропотом, а с благодарностью. Даже и при таком действовании до конца жизни человек не может вполне освободиться от тщеславия и высокоумия. Без смирения человек не может без вреда для себя получить и какие-либо дарования Божии. Вот почему и предсказано, что в последние времена, ввиду усилившейся гордости, люди будут спасаться только терпением скорбей и болезней, а подвиги от них будут отняты. (Письмо 251)
  • При правильном духовном устроении ты на всякую обиду, несправедливость, скорбь будешь говорить от всего сердца: "Достойное по делам моим приемлю, слава Тебе, Господи, что Ты обучаешь меня терпению и исполнению заповедей Твоих". П.298
  • Мерою духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее. И наоборот, чем смиреннее, тем выше. (Письмо 192)
Терпение скорбей -- путь нашего времени...

Ибо невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину...
...из сего познается, что под Божиим он [человек] Промыслом, когда Бог непрестанно посылает ему печали.
Преп.Исаак Сирин. Слово 35

схиигумен Иоанн:
  • Быть на Фаворе со Спасителем очень весело, но когда придется быть и на Голгофе, то терпи -- имеяй уши слышать, да слушай, будь внимательна. (Письмо 5)
  • Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали святые отцы; от скорбей две пользы: первая -- усердие к Богу и благодарность от всей души. Вторая -- избавляет от суетных попечений и забот. Из святоотеческих писаний видно: они, подобно нам, тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали то, что не пожелали предать писанию, чтобы нас, неопытных в духовной жизни, не смутить и не привести в отчаяние. Конечно, Господь попускает быть скорбям, соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Они (скорби) нас смиряют; у нас есть какая-то самонадеянность, что мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, что наши усилия без Божией помощи не достигнут цели. (Письмо 28)
  • Знай, что без скорбей нам не прожить. Господь сказал, что в мире скорбеть будете. Не было бы скорбей, не было бы спасения, говорят святые отцы. Господь избрал на проповедь святых пророков и святых апостолов, однако скорби не отнял от них; а Господь наш Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха), скорбною жизнью жил на земле. (Письмо 34)
  • Против скорбей одно средство: терпение и молитва, сказал преподобный Марк Подвижник. (Письмо 50)
  • Во время скорбей надо читать святое Евангелие и святых отцов писание. (Письмо 55)
  • ...Ты пишешь о своих болезнях, что они посланы Богом за грехи твои. Нет, не так надо думать. Судьбы Господни непостижимы, и наш ограниченный умишко не может понять их, кому какие болезни и скорби даются Богом нам, грешным, однако знай, что в сей юдоли плачевной, временной жизни, миновать их не можем. (Письмо 65)
  • Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения -- жди скорбного. В этой временной жизни мирное и скорбное переживания чередуются. И святые Божии люди не были свободны от этих переживаний. А ты хочешь найти какую-то новую стезю, чтобы миновать тяжелые переживания, -- так не бывает. (Письмо 69)
  • А как душа сотворена по образу и по подобию Божию, кроме Бога, нигде и никогда не найти покоя и утешения; если будем располагаться на волю Божию, тогда скорби будут тревожить только слегка. (Письмо 84)
игумен Никон:
  • ...установлен Богом закон, более твердый, чем небо и земля, закон, что многими скорбями подобает внити в царствие Божие. А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей. (Письмо 183)
  • ...наивернейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество скорбей и болезней. И обратно: если человек считает себя верующим, а скорбей и болезней у него нет, то это, по мнению Св. Отцов, есть признак, что Господь не благоволит к этому человеку. (Письмо 300)
  • Святые говорили, что если бы человек знал, какая радость будет наследовавшим царствие Божие, то согласился бы ежедневно распинаться на кресте всю жизнь, только бы не потерять вечного блаженства. А Господь таких страданий от нас не требует. Хочет только, чтобы мы веровали в Него и смиренно потерпели все, что Он пошлет для нашего очищения. (Письмо 48)
  • О наших временах давно сказано Отцами, что люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Здоровые да счастливые забывают о Боге, о будущей жизни: живут, словно вечно будут жить на земле и никогда не умрут. А скорби и болезни заставляют человека оторваться от земных интересов и обратиться к Богу. (Письмо 304)
  • Просмотри всю свою жизнь с молитвой, покайся во всем прошлом искренне со слезами, дай обещание Господу приложить все силы на борьбу с грехом, на делание его святых заповедей, потрудись в этом -- и скоро увидишь к себе милость Божию, может быть, от всей души станешь благодарить Господа за посланные скорби. (Письмо 184)
  • Любовь Божия хочет спасения нашего и не допускает скорбей сверх наших сил и без крайней нужды. (Письмо 185)
  • Вам известно, что в последние времена будут спасаться скорбями. Разве мы исключены из этого закона? (Письмо 11)
  • От тебя же Господь требует очень немного: веруй Господу и терпи маленькие скорби, которые вполне тебе по силам (Господь лучше знает твои силы). Терпи и не ропщи. А если поропщешь, то покайся, попроси у Господа прощения, и Господь простит. (Письмо 13)
  • ...торжество Воскресения Христова наступило после Голгофы, и будущее вечное блаженство не может наступить для нас, если и мы не претерпим своего креста земной жизни без ропота. (Письмо 36)
  • Не сказал ли Сам Господь, что кого Он любит, того и наказывает и скорбями отрывает от земли, чтобы облегчить нам иметь свое сердце горе не только во время Литургии, а и всегда. (Письмо 184)
  • Помните, что разбойник на кресте еще висел несколько часов и тяжко страдал за свои грехи, хотя и был уже помилован. Так и нам надо многое терпеть. (Письмо 38)
  • Любящему Господа вся поспешствуют во благое. Если бы скорби не были полезны людям, то Господь бы не посылал их. Средство от тоски и скорби -- молитва или псалмопение и благодарение Господа. Если будешь понуждать себя читать Псалтирь со вниманием и вставлять чаще молитву Иисусову, Божией Матери и всем святым, то скорбь твоя утихнет, и ты получишь большую пользу душевную. Если же будешь изнывать в скорби и плакать по мирски, то сильно погрешишь и повредишь себе телесно и духовно, не найдя утешения. (Письмо 43)
  • Искушения Ваши.... только подтверждают закон, что "всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение". (Письмо 60)
  • Всем напоминаю: многими скорбями, болезнями, борьбой с грехом, покаянием и смирением входят в царствие Божие. (Письмо 113)
  • По суду Божию все грешники должны терпеть некоторые страдания, как следствия греха. Если Господь Иисус Христос страдает тяжко за наши грехи, то ужели мы за свои грехи не должны поскорбеть? Если жених страждет, то прилично ли невесте в это время плясать и веселиться. (Письмо 161)
  • Нет другого пути в царствие Божие, кроме крестного. (Письмо 181)
  • Бог есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому. Вот почему все случающееся с человеком скорбное или радостное попускается для блага нашего, хотя мы и не всегда понимаем это, лучше же сказать, -- никогда этого не видим и не понимаем. Только Всевидец Господь знает, что нам необходимо для стяжания вечной блаженной жизни. (Письмо 182)
  • Чем больше человек прилагает своего труда для очищения себя от всякого греха, очищением мыслей, чувств, пожеланий греховных, даже пустых, чем больше понуждает себя к непрестанной, чистой, внимательной, от всего сердца и со всяким благоговением молитве, тем слабее становятся скорби, тем легче их становится переносить, потому что цель, для которой нужны и посылаются скорби, достигается другим путем, путем своего труда, понуждения на делание заповедей; постоянного сокрушения сердечного за недостаточное исполнение их. Это болезнование сердца и понуждение к добру могут заменить прочие средства и скорби. (Письмо 183)
  • ...когда покаянием очистим себя, тогда увидим, что скорби нам посланные, суть явления милости и любви к нам Господа, познаем, что они нам более нужны, чем всякие земные блага. Единственная из всего рода человеческого, Честнейшая Херувим и Славнейшая без всякого сравнения Серафим -- Матерь Самого Господа претерпела такие скорби, пред которыми самые тяжкие твои скорби -- ничто. Притом же Господь и не допускает никаких искушений и скорбей сверх сил. (Письмо 184)
  • Крест неизбежен для всех. Облегчим же его верой в Господа, борьбой с грехом, покаянием и прощением всем ближним, безропотным несением скорбей и молитвой ко Господу. (Письмо 185)
  • Сами на себя не налагаем никакого подвига, вот и посылается извне. Остается только без ропота терпеть и сознавать, что заслуживаем гораздо худшего. Тогда внешние скорби и болезни вменяются такому в его личный подвиг. О таком способе спасения в последние времена давно предсказано Св. Отцами. Слава Богу за все. (Письмо 220)
  • ...вера и молитва делают то, что скорбь приносит огромную пользу, а без молитвы может привести к ропоту, маловерию, вреду душе и телу. Вот почему и надо научиться быть всегда с Богом, а Он всегда с нами. С нами Бог! Разумейте языцы (страсти, бесы, падшие люди -- орудия бесов) и покоряйтеся, яко с нами Бог!(Письмо 233)
  • Не во гневе, не для наказания посылает нам Господь скорби и болезни, а из любви к нам, хотя и не все люди и не всегда понимают это. Зато и сказано: за все благодарите. (Письмо 266)
  • Тверди постоянно: "Господи, да будет воля Твоя святая; Господи, делай со мною, что угодно Тебе, только не попусти возроптать на Тебя, только спаси меня". (Письмо 42)
...егда поносят вам...

Не тот любит добродетель, кто с борением делает добро, но тот кто с радостию приемлет последующие за тем бедствия.
Преп.Исаак Сирин. Слово 2

игумен Никон:
  • ...если духовник или вообще посторонний человек обвиняет нас во грехах, то не оправдываться нам надо, а умолять Господа, чтобы Он открыл нам наши грехи, дал покаяться в них до прихода смерти и получить здесь, на земле, прощение. (Письмо 37)
  • Терпи все упреки и ругань и клевету, правильные и неправильные, ибо они полезны, очищают душу от грехов и содействуют росту смирения, если не будешь возражать. Говори, как разбойник: "Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя, Господи, во царствии Твоем". (Письмо 96)
  • ...прошу вас всех потерпите обиды, укоризны, несправедливости людские, понесите тяготы друг друга, чтобы хоть ими восполнить недостаток делания духовного. (Письмо 11)
  • И мы должны готовиться с Божией помощью терпеть поношение, укорение, презрение и насмешки; если так подготовимся, когда они придут, легче будет переносить их. Люди непостоянны, сегодня хвалят, а завтра свалят. (Письмо 61)
  • Всегда обвиняй себя во всех столкновениях (с ближними), хотя бы ты была и невиновна; говори себе так: "За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила". (Письмо 107)
  • Плотской человек никогда не может увидеть себя таким, какой он есть. Поэтому не бойся людей, их суда, их влияния. (Письмо 211)
  • Все, кто тебя обижал, делали для тебя доброе дело, они твои благодетели, а кто хвалил -- льстецы. (Письмо 278)
О покаянии

...когда, человек узнает, что получил отпущение грехов своих? когда ощутит в душе своей, что совершенно, от всего сердца, возненавидел грехи, и когда явно дает себе направление противоположное прежнему.
Преп.Исаак Сирин. Слово 18

Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного.
Преп.Исаак Сирин. Слово 2

схиигумен Иоанн:
  • ...аще пошатнешься в какой-либо добродетели, трепетать не надо; пал -- вставай, опять пал -- и опять вставай, так до последнего часа смертного. Слава, Господи, милосердию Твоему, великое Твое благо, что Ты дал нам, грешным, покаяние, ибо Ты и сошел на землю не для праведников, а для нас, грешных. (Письмо 24)
  • ...Господь знает нашу немощь, дал нам ежедневное покаяние до гроба. (Письмо 30)
  • Впрочем, аще что и стрясется по немощи человеческой, не мятись и не малодушествуй, ибо мы не мудрее премудрого Соломона, и не кротче святого пророка Давида, и не ревностнее апостола Петра. Господь знает нашу человеческую немощь, дал нам в помощь покаяние, и нет такого греха, чтобы победил Божие милосердие, и все наши грехи, какие бы они ни были, в сравнении с Божиим милосердием -- что горсть песку брошенная в великий океан. (Письмо 56)
игумен Никон:
  • ...в нас таятся все страсти и грехи, только проявляются они при соответствующих условиях. Прибавьте к этому, что мы находимся под постоянным обстрелом от дьявола, внушающего нам всякие греховные помыслы, влечения, настроения и прочее. Блюдите убо, како опасно ходите. Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет. Не приходится нам ожидать от себя безгрешия. Не грешим мы только пока держит нас Господь, а как только предоставит нас себе, так мы и валимся в ту или другую яму. Потому-то и велено просить: "Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго". Не удивляйтесь и Вы своим падениям, а смиряйтесь и, как мытарь, чаще говорите: "Боже, милостив буди мне, грешной!" (Письмо 77)
  • Всегда кайся во всем сразу, как ощутишь ошибку или грех какой, не дожидаясь, когда станешь на молитву. Все покрывай покаянием и осуждением себя. Смиряйся пред Богом и людьми, тогда будешь спокойнее и постепенно достигнешь мира Христова. (Письмо 93)
  • Душа не может не болеть, пока не почувствует, что получила прощение множества сделанных беззаконий. А каяться-то мы умеем плохо. Если человек кается в своих грехах, и в то же время осуждает других или тщеславится и прочее, то какое может быть покаяние? Это значит одной рукой делать, а другой разорять. (Письмо 122)
  • Отсутствие дел благих заменяется сокрушением сердца. (Письмо 111)
  • Кайтесь в каждом малейшем грехе. Недолго мысленно обратиться сразу по совершении греха ко Господу и сказать: "Господи, прости, опять я согрешила". А вечером на молитве вспомнить более тяжкие грехи и опять попросить прощения. (Письмо 162)
  • В самых тяжких грехах можно покаяться и получить прощение. Многие отчаяннейшие разбойники и душеубийцы не только получили прощение при искреннем покаянии и исправлении, но достигли и святости... Господь дает нам примеры, чтобы мы не отчаивались, как Иуда, а приносили покаяние и через это спасались... (Письмо 175)
  • Господь пришел спасти грешников, но кающихся..., только кающемуся вменяется всемирная крестная жертва Спасителя. (Письмо 176)
  • Первым вошел в рай разбойник. Это устроил Господь для поощрения и утешения нас, грешных. Все прощает милосердный Господь искренне кающемуся. Не должно отчаиваться никакому грешнику. Не говори, что ты уже погиб, это бесовская мысль.(Письмо 194)
  • Одна из сторон покаяния состоит в том, чтобы принимать все скорбное как следствие сделанных грехов. Это научает человека смирению... (Письмо 212)
  • Верующие во Христа через Таинство Крещения входят в Церковь как члены, а в Таинстве Причащения соединяются в едино Тело и един Дух с Господом. Если человек сознательно не отрекается от Господа словами или делами, старается жить по заповедям евангельским, кается в нарушениях, то он не потенциально, а реально свят, он -- член Церкви, член Тела Христова. Грубыми и сознательными грехами он отпадает временно от Церкви, покаянием ("второе Крещение") может опять соединиться с Церковью. Так духовник над кающимся читает молитву: "Примири и соедини Святей Твоей Церкви". Если грешник не кается, то остается вне Церкви. (Письмо 262)
  • Покайтесь, приблизилось царствие Божие! Грешники, сознайте свою гибель, свою вину пред Богом, не ищите оправдания в своих добрых делах. Сознайте свою немощь и бессилие избавиться от своих грехов прошедших или настоящих, или будущих. Умоляйте единого Всемогущего, единого Милостивого, единого Спасающего Господа, и Он простит, очистит, назовет нас Своими: облегчит нашу скорбь, изгонит отчаяние, избавит от мытарств и введет, как разбойников, блудниц и прочих грешников в Свое вечное царство. (Письмо 285)
  • Чем больше очищается человек покаянием, тем больше начинает видеть свою греховность и испорченность. Это самый верный признак, что покаяние принято и что человек подвизается правильно. (Письмо 110)

Содержание :: < :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: > :: Статьи



Hosted by uCoz