::::: Главная ::::: История ::::: Статьи ::::: Фотогалерея ::::: Контакты :::::

Мнение о себе...

Едва ли найдется, а может быть, совсем не найдется, такой человек, который бы, хотя будет он и равноангельный по нравам, мог вынести честь.
Преп.Исаак Сирин. Слово 1

схиигумен Иоанн:
  • Курево, конечно, нехорошо, но я более строг к душевным страстям: зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство, лицемерие, человекоугодие и сребролюбие, -- а телесные страсти иногда нас очень смиряют. Горше всего гордыня, ибо диавол омрачил свою светлость именно гордостию; гордость -- изобретение бесовское. (Письмо 17)
  • По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет, такому надо делать снисхождение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремился к добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился, стремился к добродетели. Так и твоя единичная немощь заслуживает снисхождения: просто пустяк; скорей же, смущает тебя гордынька: "Как я это допустила?" (Письмо 30)
  • Ты себя называешь худой и никуда не годной; наверно, такая и есть, но последи за собой: когда кто повторит твои слова, что тогда почувствуешь? (Письмо 44)
  • Господь хранит [от падений греховных] не за наши труды, а за смирение: "Где случилось падение -- там предварила гордость", -- говорит Лествичник. (Письмо 7)
  • Знай, что поношения и посрамления хоть и неприятно переносить их, но очень полезно и спасительно для нас; если будешь внимать себе построже -- узнаешь опытом. Надо бояться похвалы, ибо она воспитывает тщеславие и самомнение; горе, если похвала будет выше дела. (Письмо 64)
  • Вообще очень нам вожделенна своя волюшка. А вдруг надо оставить свою волю и исполнить волю другого. Очень трудно уступить другому, это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем. (Письмо 79)
  • Гордости свойственно настаивать на своем в разговоре, чтобы его всегда был верх; другому подчиниться не может, упорно отстаивает свои мнения. (Письмо 79)
  • ...свойство гордости -- видеть в себе только хорошее, в других -- только худое; а свойства смирения -- видеть свои грехи, а в других добрые качества. (Письмо 79)
  • У египетских старцев если какая добродетель обнаружится, то ее не считали добродетелью, а грехом. Вот как святые боялись тщеславия! (Письмо 80)
  • Да, гордость слепая, сама себя не видит. Гордость -- изобретение дьявольское. Вот исчадие ее: гнев, клевета, раздражительность, лицемерие, ненависть, прекословие, непокорность; она крепко настаивает на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, а сама любит делать замечания другим, слова выбрасывает неосмысленно; она не имеет терпения, чужда любви, дерзка даже до нанесения оскорблений; стремление к власти; гордые очень страдают хульными помыслами. Написал кратко на основании святоотеческого учения. (Письмо 110)
  • всегда так бывает, что кто сделает с тщеславием -- жди бесславия. (Письмо 106)
игумен Никон:
  • Победить всякое мнение о себе, свое тщеславие, свою гордыню -- равносильно победить весь грех. (Письмо 85)
  • ...святые каялись до смерти, так как видели себя недостойными близости к Богу и, следовательно царствия Божия. А чем грешнее человек, тем он меньше видит в себе грехов и тем больше и злостнее осуждает других. (Письмо 23)
  • Тщеславие уничтожает все доброе в человеке, гноит душу, делает непотребной для Бога и, следовательно негодной для царствия Божия. (Письмо 117)
  • Тщеславие, как рак в теле, может отравить всю душу, и погубить ее. Даже добрые дела оно отравляет и делает мерзкими пред Богом, как это случилось с фарисеями. (Письмо 120)
  • Каждому человеку так свойственно тщеславие, что оно буквально всего человека пронизывает, от внешнего до самых сокровенных глубин. А в то же время оно и самое ядовитое свойство, и с ним нельзя сделать в духовной жизни никакого движения вперед. Необходимо умалить, а затем уничтожить его, во всяком случае, нужно непрестанно следить за собой и всякое проявление тщеславия подавлять сокрушением сердечным (вздохнуть ко Господу от всего сердца: "Господи, вот опять змий поднял голову"), с гневом отогнать его и воззвать ко Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, не хочу, не принимаю, освободи меня от него, даруй ми зрети моя прегрешения". (Письмо 135)
  • Всегда будь равнодушен к похвалам. Если примешь похвалу, то и будешь незаметно стараться и впредь угождать людям, и можно незаметно стать фарисеем. Артисты все живут похвалой. То же бывает и со многими из духовенства. А кончается это враждой и ненавистью. Учит этому Евангелие. (Письмо 249)
  • ...гордость есть основное качество диавола. За гордость он из высшего Ангела стал сатаной. И люди вместо подобия Богу, приобретают подобие диавола через гордость. Вот почему и сказано, что Бог гордым противится. Сам Господь велит научиться не от кого-либо, а от Него Самого смирению и кротости. И Матерь Божия засвидетельствовала, что она получила величайшую благодать быть избранной из всех родов за смирение. (Письмо 109)
  • В самооправдании гибель. Это голос бесов. (Письмо 201)
  • За что избрана и возвеличена Божия Матерь? От Кого велит Иисус Христос научиться смирению? Где человек найдет покой и мир? -- В смирении... Смирение и бесов, и людей и зверей побеждает, а гордость всех восстанавливает против себя. (Письмо 258)
  • Мы -- глупые дети, воображающие себя взрослыми, подражающие их делам. Смотреть на них взрослому смешно, иногда неприятно. Так и мы в очах Ангелов и святых, а может быть и в очах Божиих. (Письмо 252)
  • Берегись... тщеславия, как самой ядовитой змеи, которая может убить и уничтожить все духовное, что ты приобрел. (Письмо 263)
  • ...в глубине души кроется высокое мнение о себе, ценение себя. Это косвенно узнается по тому, что человек не терпит никаких обличений или терпит с великим трудом. (Письмо 277)
  • С гордостью человек не может спастись. При наличии гордости он и в раю опять может отпасть от Бога уже окончательным падением, подобно демонам. Поэтому в течение всей земной жизни Господь дает человеку познать, что без Бога он ничто, он раб своих страстишек и раб дьявола. Вот почему до смерти Господь не позволяет вырвать плевелы, чтобы не повредить пшеницы. Это значит, что человек без недостатков, с одними положительными качествами, обязательно возгордился бы. Если теперь с малыми добродетелями мы находим возможность гордиться, то что же было бы, если бы для нас еще здесь открылась вся слава обоженной души? Даже апостол Павел нуждался в отрицательной помощи ангела сатанина, пакости деющего, дабы не превознестись. О нас же и говорить нечего. (Письмо 231)
  • ...никакой человек ни при каких подвигах не спасется, если не будет бороться с гордыней и с высокоумием. Дьявол горд, и люди гордые после смерти пойдут к нему. (Письмо 301)
Здоровье и болезни

игумен Никон:
  • ...одно из средств для восстановления здоровья -- укрепиться в делании заповедей, стать твердо на пути в царствие Божие, ибо здоровье нужно на этом пути, недостаток его мешает, как и избыток вредит и останавливает. (Письмо 131)
  • Болезни всегда служили напоминанием для живущих на земле, что мы не вечны здесь, что нужно родиться в другой мир и дать отчет, что сделали в этом мире. (Письмо 110)
Слова о смерти

...страх смертный печалит мужа, осуждаемого своею совестию. А кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни.
Преп.Исаак Сирин. Слово 1

схиигумен Иоанн:
  • ...упражняйся в смертной памяти и молись Богу, чтобы Он дал память смертную. (Письмо 10)
  • Человек не умирает, только переходит в другую, вечную жизнь. Тело из земли -- в землю и пойдет, а душа от Бога -- к Богу и пойдет. А там уже Его святая воля, кого куда определить, по делам каждого, на вечную жизнь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. (Письмо 35)
  • О судьбах человеческих в загробной жизни мы не можем решать -- Его воля. Однако я не сомневаюсь в спасении православной верующей души... Если какая грешная душа попадет в ад, святая Церковь замаливает за такую душу, и Господь освобождает ее из адовых уз. Я, грешный, верую в церковные молитвы. (Письмо 36)
  • ...размышление о временной сей юдоли -- плачевной жизни, о смерти и о будущей вечной жизни. Господи, помилуй! Страшно и подумать, конца нет. Хотя здесь бывает иногда очень тяжело, все мы, бедные, кряхтим под тяжестью разных скорбей, однако они изменяются, а там никаких перемен не будет. (Письмо 38)
  • Ты пугаешься, какая кончина постигнет тебя. конечно, страшновато умирать, боязнь смерти свойственна всем человекам, пишет Лествичник (слово 6, "О памяти смерти" 3-я глава); а отчаяние и уныние уже от врага, не слушай его внушения, прочти в "Отечнике" в конце 126-й главы изречения старцев, имена которых не дошли до нас. (Письмо 44)
  • Большая наша ошибка, что мало думаем о переходе в другой мир, ведь эта наша жизнь в юдоли сей плачевной не что иное, как путь к вечности и приготовление к ней. О вечность, ты вечность, не имеющая конца. Жутко здесь, хоть иногда тяжело живется, постигают тяжкие скорби и лютые болезни, однако есть некоторая отрадная мысль: умру -- и все это кончится; а там-то чего ждать? Господи! Ими же веси судьбами, спаси нас, грешных. Аминь! (Письмо 50)
  • Жизнь моя прошла, приблизился к переходу в другой, лучший мир, где нет печали и воздыхания. Однако страшновато умирать, ведь дело-то небывалое. Боязнь смерти у всех есть, говорит Лествичник (слово 6, 3). (Письмо 93)
  • Человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе, поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее. Святой Максим Исповедник говорит: "Нет ничего страшнее помышления о смерти и велелепее памяти о Боге". (Письмо 108)
  • Многие говорят: "Я не боюсь смерти, готов хоть сейчас умереть" -- это только пустословие, а когда почувствует приближение ее, тогда будет страх. (Письмо 108)
игумен Никон:
  • Общее для всех извещение: "Будьте готовы на всякий час". Даже за один день нельзя ручаться, что проживем до конца его. Специальные же извещения даются только большим праведникам (иногда большим злодеям). (Письмо 104)
  • Болезнь и предсмертные страдания -- преддверие вечности и отражение нашего устроения, нашей жизни: что собрали в течение жизни -- все это выявиться при смерти, доброе и злое. Поэтому надо просить у Господа, чтобы даровал нам "прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати". (Письмо 121)
  • Чем крепче вера, чем сокрушенней сердце, тем легче умереть. (Письмо 123)
  • В глубине каждого человека лежит сознание своего бессмертия. Он и действительно бессмертен, а то, что мы называем смертью, есть новое рождение в другой мир, переход от одного состояния в другое и, для большинства христиан, несомненно в лучшее, бесконечно лучшее. Вот почему и не следовало бы скорбеть при приближении смерти, а, скорее, радоваться, но мы или мало верим в будущую жизнь, или страшимся ее, да и здешняя жизнь слишком цепко держит нас. (Письмо 146)
  • Думай чаще о смерти и живи так, как будто ты через неделю умрешь, тогда понемногу станешь на правильный путь и в еде, и в молитве, и в отношении к другим людям. (Письмо 104)
  • Страх, даже ужас перед смертью есть признак неправильного устроения. Пока Вы будете надеяться на свои дела и подвиги -- Вы не сможете быть покойны. (Письмо 61)
  • Святые Отцы предупреждают, что перед смертью, когда человек ослабевает -- враг особенно борет, даже крепко верующих, неверием и безнадежием. (Письмо 72)
  • Тяжелая болезнь предсмертная не есть ли явление милости Божией к усопшему? За дни страдания, а может быть, и видений, он мог раскаяться пред Богом в своих ошибках мысленных и других грехах. Для покаяния ведь много времени не надо, как видим на примере разбойника, мытаря, блудницы и пр. Нужно только осознать свою греховность и гибель, признать, что спасает только один Господь и спасает не за дела (от дел закона не оправдится никакая плоть), а за сознание своей худости, своей негодности, за просьбу о спасении и за веру. (Письмо 272)
  • Живущие же плотию от плоти пожнут тление и смерть. (Письмо 302)
  • Смерть неестественна человеку, поэтому все ее боятся. Но вера в Господа и надежда на милосердие Божие, надежда прейти из тяжелой земной жизни в неизреченное, нескончаемое блаженство может не только ослабить страх, но и радовать человека, как избавляющегося от опасной и воистину страшной в наше время жизни. Надо готовиться к смерти всем и каждый день, хоть немного, размышлять о ней. Ведь и Церковь ежедневно молится: "Христианской кончины живота нашего, безболезненны, мирны, просим". (Письмо 286)
  • Земная жизнь -- ссылка для исправления. Как радостно освободиться из тюрьмы или из лагеря, так же, лучше сказать, неизмеримо радостнее выйти из мрачной земной жизни. Ты скажешь: "Хорошо, если попадешь в царствие Божие, а если в ад?" А что препятствует нам войти в царствие Божие? Сказано: Исполни заповеди, тогда спасешься. А так как мы немощны, испорчены, подвластны или доступны бесам, то Господь дал нам покаяние и другие Таинства. Если искренно покаемся, то Господь прощает нас, т.е. очищает нашу душу от греховных язв и обещает кающемуся царствие Божие. Седмижды семьдесят раз на день покаешься и столько же раз получишь прощение. Если же ты не веришь Слову Божию, тогда, конечно, будешь страшиться, подпадешь власти бесов, а они замучают тебя. Ты, очевидно, как фарисей, хочешь опереться на дела свои, хотя и бессознательно, может быть. А ты будь, как мытарь, то есть все спасение возлагай на милосердие Божие, а не на свои исправления, и тогда выйдешь из этой жизни, как мытарь из храма -- оправданным, т.е. войдешь в царствие Божие. (Письмо 287)
  • Бояться смерти нужно, как и готовиться к ней, но отчаиваться, унывать -- это дело вражие. (Письмо 288)
  • И праведникам часто тяжко умирать, а про грешников сказано: Смерть грешников люта, -- а жизнь после смерти еще лютее. (Письмо 201)
Кто кому служит -- тот тому и раб...

Во время кончины сластолюбивое сердце служит для души темницею и оковами; любящее же подвиг -- дверью отверстою.
Преп.Марк Подвижник.
"Слово о законе духовном" гл.20

игумен Никон:
  • Если после смерти будет в нашей душе больше бесовского, то бесы овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить за них прощение от Господа и сами всем будем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов. Если мы здесь не будем никого осуждать, то и Господь нас не осудит там. Так и во всем. (Письмо 46)
  • Могут встретить Ангелы светлые, а могут окружить мрачные, злобные демоны. От одного взгляда на них можно сойти с ума. (Письмо 46)
  • Как тяжело в тюрьме со шпаной! А в аду с бесами будет в миллионы раз тяжелее. Потерпи же, не унывай, не отчаивайся... (Письмо 48)
  • ...враг не оставит в покое никого из желающих спасения и, следовательно, борьба с ним до смерти не прекратится. (Письмо 96)
  • Бесы, хотя и омрачились падением, но свой ангельский ум и другие способности в какой-то мере сохранили. Они прекрасно изучили свойства человеческие физические и психические, они имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека; они действуют и на душевные качества и проявления, всегда действуя во зло и к погибели человека. Так как явные страсти человек видит, также и вред от них, то бесы стараются все перепутать, придать особое значение переживаниям человека, усиливают одно, ослабляют другое, чтобы ввести человека в заблуждение, придать страсти особые глубокие значения, красивую внешность и прочее, и прочее. Неисчислимы их хитрости, лукавство, ложь, всевозможные приемы для обольщения и погубления человека. (Письмо 154)
  • Насильно, против воли человека, дьявол не может повредить никому. Только тот подпадает власти дьявола, кто сам сознательно подает ему руку. А кто сопротивляется ему, кто призывает на помощь Господа Иисуса Христа, тот безопасен, тому искушения бесовские могут пойти даже на пользу... (Письмо 165)
  • Не бойтесь. Дьявол не то делает, что хотел бы, а лишь то, что ему дозволит Господь. Смотрите книгу Иова. (Письмо 166)
  • Надо заранее просить у Господа христианской кончины "безболезненны, непостыдны, мирны и доброго ответа...". Надо представлять себе свою кончину, болезнь, нужду, явившихся бесов, множество недостатков, свойств бесовских в душе нашей и власть бесов над этой частью души; отсутствие добрых дел, на которые можно бы опереться. Единственная надежда наша -- милосердие Божие ко всем верующим в Него и сознающим свои недостатки. (Письмо 167)
  • Как люди духовные, борющиеся с грехом и побеждающие грехи, делаются постепенно способными чувствовать сначала духовный мир, а затем видеть Ангелов, точно также преданные грубым страстям, особенно пьянству и разврату, если не покаются, будут видеть бесов и сделаются их рабами. (Письмо 194)
  • Как бы тяжело здесь ни было, но всему земному настанет конец. А после смерти вечность без конца, вечность или в неизреченном блаженстве, или в ужасной муке. Выбор в наших руках. Господь хочет всем радости вечной, но насильно никого не влечет к Себе. (Письмо 194)
  • Земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он здесь избрал свободно или Бога, или дьявола. Будущая жизнь потому и зависит от здешней, что работавшие всю жизнь греху и дьяволу, будут с ним и по смерти навеки. А те, кто всю жизнь тянулся к Господу, хотя временами и падал, после смерти будут с Господом в вечном блаженстве. (Письмо 199)
  • Чью волю исполняет человек здесь на земле, с тем он и будет после смерти. (Письмо 200)
  • Для них [бесов - Прим] существует одно только удовольствие -- губить и мучить людей. Никто и представить не может, какой ужас, какие муки терпят те, кто попадает в руки бесов. Иногда безумные пустые люди говорят: что другим, то и нам будет. Разве это утешение? Для всех хватит бесов. Пусть этим не утешаются.(Письмо 201)
  • Дьявол внушает часто очень благие пожелания не вовремя и не по силам, чтобы запутать и погубить человека и не дать исполнить хорошего намерения и в свое время. (Письмо 221)
Самоубийца попадает в руки бесов...

игумен Никон:
  • Ты представь себе хоть такую, например, картину: шайка бандитов, самых отвратительных, человек сто, захватили бы тебя в лесу и весь день издевались бы над тобой. Как ты бы себя чувствовала при этом? Ты здесь хоть избавилась бы от этого через смерть. А самоубийца попадает в руки бесов, которые в тысячи раз хуже, злее, отвратительнее всех бандитов, на их полную волю, на издевательство, и это кроме огня неугасающего и не светящего, кроме червя неусыпающего... И этим мукам не будет конца... Какой ужас! (Письмо 45)
  • ...кто даже нарочно, с целью напугать других людей лезет в петлю -- того бесы и против воли задушат. (Письмо 203)
Не верь снам...

схиигумен Иоанн:
  • Еще пишешь о снах, что читали у святых отцов: "Если повторяется, то это правильный сон". Снам верить не надо. Преподобный Варсонофий Великий пишет: "Тот, кто один раз явился ложно, может сделать еще и три раза и более" (ответ 415-й). (Письмо 32)
  • Мне приходилось слышать, что многие миряне говорят о сновидениях и заключают о них разные свои догадки, некоторые и наши почтенные батюшки-иноки верят снам и придают им свое значение... Вот такие неправильные понятия о снах и побудили меня сделать выписки из некоторых святых отцов. (Письмо 111)
  • Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеющиеся на них подверглись падению. Есть много примеров в отеческих сказаниях, когда веровавшие снам погибали. (Письмо 111)
  • Если святым Божиим людям и были сны пророческие, как-то: святому Иосифу библейскому, святому Иосифу Обручнику, Пресвятой Богородице и прочим святым, то им и извещение внутреннее было от Бога. В Святом Писании хорошо и ясно сказано, как должно нам спасаться, но наш ограниченный и пытливый умишко недоволен этим и хочет что-то еще узнать о будущности из снов. Не лучше ли нам руководствоваться Священным Писанием и святоотеческими советами, чем увлекаться снами и им доверяться? (Письмо 111)
игумен Никон:
  • ...есть несомненно сны особые или даже откровения, но очень редко и в особых случаях. Они имеют особый характер. Обычно при этом дается и особое удостоверение истинности. Но так как такие сны редки, а дьявол может повредить тем, кто доверяет снам (есть множество примеров этого), то Св. Отцы решительно запрещают верить всем снам, даже если будет и сон истинный среди них. Господь найдет средство внушить человеку, когда это необходимо, ту или иную мысль. Поэтому лучше и спокойнее не верить никакому сну. (Письмо 228)
  • сны, которые возбуждают уныние и отчаяние -- от врага. Сны от Бога умиляют сердце, смиряют, укрепляют надежду на Спасителя, пришедшего на землю и понесшего Крест ради спасения погибающих... (Письмо 288)
  • не верь ни хорошим снам, ни дурным, если хочешь избежать многих неприятностей. (Письмо 292)
Спасение и добродетель...

...пожелание каждого человека показывается делами его...
Преп.Исаак Сирин. Слово 5

схиигумен Иоанн:
  • Я написал, что буква убивает дух, но надо понимать намерение слов: буква убивает того, кто останавливается на ней и смотрит на нее как на добродетель, а не как на пособие к добродетели; конечно, плоды не бывают без листьев, однако смоковница засыхает без плодов. (Письмо 15)
игумен Никон:
  • ...истинно, Господь сделал и делает все, чтобы спасти весь мир и каждого. (Письмо 141)
  • От дел не спасется никакая душа, только одно спасение -- Христос, спасающий тех, кто верует в Него и сознает нужду в Спасителе, то есть, считает себя грешником, недостойным царствия Божия. Таких грешников и пришел Иисус Христос призвать к покаянию и спасению. (Письмо 21)
  • ...нет такого праведника, который не нуждался бы в милости Спасителя. (Письмо 21)
  • Никто сам не спасся, а Спаситель у нас у всех один. Человек может только желать спасения, а сам спасти себя не может. Надо желать спасения, осознав себя погибающим, негодным для царствия Божия (Аще сотворите все повеленная...), и это желание спасения надо показать Господу мольбой к Нему и посильным исполнением воли Его, и постоянным покаянием. (Письмо 23)
  • Наше спасение в том и состоит, чтобы спастись, то есть не попасть в руки демонов, а избавиться от них и войти в царствие Божие, в бесконечную, непостижимую здесь радость и блаженство. (Письмо 46)
  • Чаще вспоминайте, что сделал для Вас Господь, придя на землю и распявшись за Вас, и чем Вы воздали Ему. Сознавайтесь и сознавайтесь пред Ним, что вы имеете неоплатный долг, которого никакими (тем более "добрыми делами") подвигами, никакими "всесожжениями" не уплатите. Единственно, что остается нам -- умолять о прощении неоплатного долга, сокрушаться и смиряться пред Ним и его образом -- человеками. Сердце сокрушенно Бог не уничижит. Вот Ваше делание. Все прочее -- прелесть... (Письмо 61)
  • Для христианина только те дела добрые, которые делаются во исполнение заповедей евангельских, следовательно, во исполнение воли Божией. Убить человека по воле Божией есть добро, а без воли Божией, вопреки воле Божией спасти от смерти человека -- есть зло. Откройте Ветхий Завет и там найдете множество примеров. А в Евангелии вспомните, что сказал Господь апостолу Петру, пожалевшему Господа. (Письмо 61)
  • Чем мы оправдаемся пред ним? Есть одно единственное средство: пока живы, сознать свое недостоинство пред Богом и людьми, искренне осознать, что мы негодные, непотребные, имеющие неоплатный долг пред Богом, следовательно, не имеющие права что-либо требовать от людей, осознать это и плакать, и умолять еще здесь о помиловании, о прощении нашего неоплатного долга. Плакать о том, что мы блудно расточили свои силы душевные и телесные, оскорбляем постоянно любовь Божию, и умолять о том, чтобы после смерти Господь не помянул грехов и неправд наших, а принял в Свои обители, как принял блудного сына. Вот о чем должно быть все попечение наше. (Письмо 108)
  • добрые дела только тогда имеют цену пред Богом, когда делаются ради Бога... (Письмо 93)
  • Мы спасаемся не делами, а милостию Божией. (Письмо 125)
  • ...спасение есть дар Божий смиренным и сокрушенным сердцем. (Письмо 192)
  • Не мнимыми добродетелями нам надо утешаться, а непостижимой любовью Божией к нам, падшим, Крестом Христовым... , тем, что "образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений". Иисус Христос явился на землю "падший восставити образ". Вечная благодарность Ему со Отцем и Духом Святым от всех созданий!!! Да исчезнут пред Ним все наши добродетели, да станем вместе с мытарем взывать из глубины образа Божия: "Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, милостив буди нам всем, грешным". Тогда выйдем оправданными из этой жизни как мытарь из храма и войдем во двор овчий, где вечную пажить обрящем. (Письмо 205)
  • По мнению еп. Игнатия Брянчанинова и по предсказанию Св. Отцов, нашему времени дан особый путь спасения, соответственно состоянию человечества, именно: спасутся те, кто 1) сохранит веру, 2) без ропота будет терпеть все скорби и искушения и 3) сознавая свои немощи смирится. Нашему времени нельзя дать подвигов вследствие гордости, проникшей в каждого человека. А видя постоянно свои недостатки, желающий может смириться. (Письмо 229)
  • Для того, чтобы спастись, человек в течение своей земной жизни должен уверовать в Господа, понять свое падение, обратиться к Господу, ответить на Его любовь своею любовью, доказав ее жизнью по слову Его, сделаться неспособным употребить свободную волю против Бога, не способным не в силу подавления его свободной воли и внешних для него обстоятельств, а по преданности и по любви к Богу, по благодарности Ему. Если и есть какие-либо иные пути к спасению человека, как допускают некоторые Св. Отцы на том основании, что Бог всемогущ и может разными путями спасать, однако из свойств Божиих, мне кажется, нужно сделать вывод, что избранный Богом путь есть наилучший и кратчайший. (Письмо 241)
  • Разумеется, нужна вера. Без веры не может быть и покаяния. Дела же от нас требуются как послушание воле Божией и как средство для укрощения страстей и грехов, безобразящих человека и препятствующих действию благодати Божией, а также для приобретения смирения, нищеты духа. (Письмо 272)
  • Человек в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или диаволу. Ищущий Бога и правды Его -- найдет Бога и новую жизнь здесь, на земле в начатке, а после смерти -- во всей полноте. Эгоист, ищущий на земле только наслаждений -- найдет диавола, и после смерти, как единодушный ему, -- пойдет в царство диавола, во ад, в общество законченных эгоистов и злодеев. В наших руках наша будущая судьба... (Письмо 276)
Духовная милостыня...

Милосердие противоположно правосудию.
Преп.Исаак Сирин. Слово 89

игумен Никон:
  • Милостыня очищает от многих грехов. Речь идет не только о вещественной милостыне; гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек, вместо осуждения ближних, жалеет их, прощает им их грехи и недостатки, и просит Бога простить их. Надо также не роптать, когда терпишь болезнь или невнимание окружающих, холодность их и прочее, а говорить от всего сердца: "Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во царствии Твоем". (Письмо 121)
  • Молитва и милосердие ко всем -- два крыла, которыми легко возлетают в царствие небесное. (Письмо 248)
Совет страдающему пьянством...

схиигумен Иоанн:
  • Вот мой совет твоему мужу: пусть он покрепче положит начало в своем сердце, чтобы больше не пить вина, и помолится Богу о помощи, ибо Господь слышит каждого человека -- пусть он в этом не сомневается; а одни наши усилия без Божией помощи слабые. Алкоголь всегда льстит и обманывает: начинаешь пить для веселья, а в результате получается душевный недуг, томление и телесная болезнь... (Письмо 34)
игумен Никон:
  • Когда тебя будет очень тянуть к выпивке -- сделай три земных поклона и скажи: "Господи, опять моя испорченность тянет напиться. Я не могу, ни имею сил удержаться. А если будет Твоя милость -- дай мне силы воздержаться. А если я не достоин Твоей помощи в этом, то огради меня от бесов и большого вреда, если напьюсь". Если со смирением будешь просить Господа пред каждой выпивкой, -- Господь даст тебе силу воздержаться. (Письмо 203)
Наказ жене его...

игумен Никон:
  • ...вы оба виноваты и поступаете неправильно. Если он пьет, то надо его пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может. Ты же, вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то твоя обязанность понести его немощи. Вы, сильные, немощи немощных носите, -- вот что требует от тебя Господь. Еще сказал: Вы, духовнии, исправляйте таковаго духом кротости. Слышишь? -- Духом кротости исправляйте, а не руганью, упреками, ссорой, самооправданием и т.п. Таким поведением ты себя губишь; может от этого пострадать и С., тогда ты ответишь и за его душу. Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред С., сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты была и в чем-либо права), попроси прощения за все прошлое; затем дай обет Богу все делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без С., а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если рука заболеет, ты не отрезаешь ее, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя С., как и он тебя. Вам надо спасаться вместе, или вместе погибнуть. Сказано: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и т.д. Не тем ли более вам надо любить друг друга, полагать душу свою за другого. Ты знаешь требование Спасителя: Если принесешь дар твой пред алтарем и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, то иди прежде примирись с братом твоим и тогда уже принеси дар. Тогда только Господь примет его, а иначе отвергнет твои дары и твои молитвы, как отверг жертву Каина.(Письмо 193)
  • Кайся, Ты не должна требовать от него здоровья, когда он болен, а должна оказывать снисхождение его немощи. Не должна ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать на что-либо худшее. И в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а совместно обсудить с ним, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость. Должна ты помнить и то, что ты не безгрешна. Можно дела по внешнему виду иметь вполне правые, а глубокие душевные мотивы (т.е. причины) могут пред Богом оказаться лукавыми. (Письмо 193)
Об отношении к неверующему мужу

схиигумен Иоанн:
  • На твои вопросы второго письма отвечаю так: своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всем. Конечно, исключая православных требований. На религиозные темы беседовать не надо, а если сам заговорит, отвечай, что знаешь, но сперва мысленно помолись Богу. Учи его не словом, а добродетельною христианскою жизнию. Не принуждай его ходить в церковь; если сам пожелает -- это другое дело; будь довольна и благодарна, что тебе не препятствует ходить. Молись о нем просто, по-детски: "Спаси, Господи, и помилуй моего мужа X., сохрани и вразуми его". И прочее все предоставь Божию милосердию и будь спокойна. (Письмо 47)
  • О своем муже молись, но не докучай и не говори быть православным; своими советами можешь оскорбить и оттолкнуть его от Православия, молись и расположись на волю Божию, и все прочее предоставь Божию милосердию. (Письмо 49)
  • Не скорби и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга тяготы носить и так исполните закон Христов. (Письмо 59)

Содержание :: < :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: > :: Статьи



Hosted by uCoz