::::: Главная ::::: История ::::: Статьи ::::: Фотогалерея ::::: Контакты :::::

Наставления на пути духовном

...побеждаемый снова да восстанет на борьбу с своими супостатами... до самого исхода своего из мира сего... да не прекращает брани до самой смерти... Лучше быть нам осужденными за некоторые дела, а не за оставление всего.
Преп.Исаак Сирин. Слово 7

схиигумен Иоанн:
  • Ты не хочешь грешить -- и грешишь тяжело. Что делать? Человецы есмы, плоть носящие, да диаволом искушаемые. Не трепещи и не унывай сице; когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб, да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе не бывает. (Письмо 2)
  • Да, "довольство, богатство, любовь родителей и похвалы окружающих" большая помеха в духовной жизни. Святые отцы этих причин ко греху очень боялись и всеми силами избегали их, не напрасно же уходили в монастыри да в пустыни, но тебе бежать не надо никуда, а старайся быть мудрой, как змея, а кроткой, как голубь, -- прочее все временное, пустота, точно мишура. Помнить надо, даже убедить себя, что не сегодня, а завтра, однако, умрем, а там вечная жизнь, и время там стоит. Господи, помилуй. (Письмо 4)
  • Ты писала, что "любишь вкусную пищу"; а кто не любит? Только тот не любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево -- этого господина всего худого. (Письмо 15)
  • Если будешь копаться в своем сердце, тогда увидишь там змия стоглавого, однако не пугайся и не робей, с Божией помощью будешь сокрушать им головы; от внимательной к себе жизни увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать и увидишь всех хорошими и на чужие немощи даже не обратишь никакого внимания и в сердце почувствуешь тишину и мир; по временам будут появляться утешающие слезы. (Письмо 16)
  • Твой способ борьбы со страстями правильный: какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощью. (Письмо 29)
  • Еще должна знать, в одном устроении не может быть человек: подобно погоде, бывают изменения. Хорошо быть на Фаворе, а иногда приходится быть и на Голгофе -- внимательный и рассудительный находит много случаев понять это. (Письмо 29)
  • Малодушные минуты бывают не у тебя одной, все люди испытывают эти тяжелые минуты, иногда бывает хоть в голос кричи. (Письмо 36)
  • Немощей бояться не надо, ибо Господь снисшел с небес для немощных. Человек, если осознает свою немощь и покается, Господь, по своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие. (Письмо 63)
  • Раньше у тебя молитва была мечтательная и думала о себе нечто такое, а теперь стала понимать маленько -- вот и увидела себя, какая ты стала. Человек чем к Богу больше приближается, тем больше видит себя грешнее. (Письмо 65)
  • Пишешь, что двадцать пять лет читаешь и слушаешь и питаешься словом Божиим, а толку нет. Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Но так в духовной жизни не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого незаметно, постепенно приходит, хотя в малой степени, смирение. А уклонения и увлечения очень смиряют нашу самость. (Письмо 87)
  • ...если кто с Божией помощью очистит сердце от страстей: гордости, тщеславия, лицемерия, лукавства, гнева и прочих страстей, -- тогда такой человек по благодати Господа приходит в первобытное состояние, каким был сотворен Адам. Да, эта степень святых Божиих людей. (Письмо 82)
игумен Никон:
  • Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе все больше и больше грехов, пока наконец духовным зрением не увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он -- грязь и нечистота, что не достоин он призвать даже имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: "Боже, милостив буди мне, грешному". Находясь долгое время в таком душевном устроении человек в свое время выходит из него оправданным, как вышел мытарь. Если же человек считает себя хорошим, и отдельные свои даже тяжкие грехи -- случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват, то это устроение есть ложное, это явно состояние скрытой прелести, от чего да избавит всех нас Господь. (Письмо 21)
  • ...нашему времени дан один подвиг -- сознавать свои грехи и бессилие, каяться в них и терпеть без ропота все, что Господь попустит. Но и это совершить мы можем, только испрашивая постоянно помощи от Господа, то есть должны по силе своей чаще обращаться молитвенно к Господу и никого ни в коем случае не осуждать, а всех прощать, чтобы по закону духовному самим не быть осужденными (Письмо 22)
  • ...чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее, грешнее всех человеков. Так чувствовали себя Св. Отцы. (Письмо 25)
  • Господь ведет всех желающих спасения к Себе, хотя и не теми, может быть, путями, какими мы хотели бы. Будем покоряться воле Божией и без ропота принимать от руки Божией все, что Ему угодно будет послать. Елико отстоят востоцы от запад, тако помышления ваша от мысли Моея, -- говорил пророк от имени Божия. (Письмо 33)
  • Демоны горды и овладевают гордецами, значит, надо нам смириться. Демоны гневливы, значит, надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели нами, как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны, значит, нам надо скорее прощать и мириться с обидевшими и быть ко всем милостивыми. И так во всем. Надо подавлять в своей душе бесовские свойства, а насаждать ангельские, которые указаны в Св. Евангелии. (Письмо 46)
  • Почитай себя хуже других всех, и будешь почтена у Бога, жалей... всех людей -- тогда пожалеет тебя Господь, ибо сказано : "Какою мерою меришь, такою и возмерится тебе". Не осуждай никого -- не будешь осуждена Богом. Выбирай, что тебе легче делать, то и возделывай в сердце своем, пока не получишь плода. Плод же духовный от любого дела правильного есть: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость и прочее. (Письмо 49)
  • Сила моя в немощи совершается, то есть, когда человек придет в состояние мытаря (в смирение) -- тогда в нем будет совершаться сила Божия и выводить из Египта в землю обетованную. (Письмо 67)
  • Быть искренней, значит не лгать пред Богом, не оправдывать себя, не лукавить, а предстоять такой, какая есть, со всеми мерзостями, и просить прощения и помилования. (Письмо 69)
  • Общий же путь -- в свое время глубоко осознать свое падение, порчу всего человечества и самого себя, осознать свое бессилие выйти из этого состояния испорченности и греховности, глубоко перестрадать это, придти почти в отчаяние, смириться и перед собой и ближним, и перед Богом, и припасть, как блудница, к стопам Спасителя без слов, без оправданий, с одним сердечным воплем: "Боже, милостив буди мне, грешному". Тут только человек познает, как милостив Господь... Познает, что человек спасается не своими добрыми делами, а непостижимым милосердием Божиим. (Письмо 71)
  • И вот, оказывается, что грехопадения человека и могут помочь ему в приобретении смирения (если только человек не будет винить в своих падениях никого и ничего, а обвинит себя, что и есть вполне правильно. Во всем виноват сам человек, а обстоятельства и диавол только содействуют греху, соблазняют, а окончательное решение принадлежит человеку, потому он и ответственен целиком. Это подтверждают и угрызения совести после совершения греха). (Письмо 85)
  • Всюду и постоянно побежденный грехами, он (человек) наконец в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадет ко Господу, сознается от всей глубины души в своей греховности, в своем бессилии самому победить грех и будет умолять Господа : "Боже, аще хочеши, можеши мя очистити" (так говорил прокаженный), а сам я ничего не могу сделать, Господи, спаси меня..." Тут же человек познает и великое милосердие Божие к падшему человеку, ибо при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него грех, исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своем опыте познает бытие Божие, промышление Его о человеке, познает, что близ Господь сокрушенным сердцем, что Он воистину врач душ наших... таким образом, грехопадения, будучи злом, делаются причиною величайшего добра. В этом дивная Премудрость Божия, как и во всем, во всем... (Письмо 85)
  • Путь спасения простой: веруй во Христа, исполняй заповеди (сюда относится и постоянная молитва) и кайся в каждом малейшем нарушении любой заповеди. Особенно же не следует осуждать или огорчать ближних. (Письмо 151)
  • Сознание грехов своих есть первая ступень к победе над ними. (Письмо 155)
  • Внутри, в сердце наша родина, и если не найдем места там, то нигде, ни в каком уголке земли не найдем. (Письмо 160)
  • Если по силе своей будете сопротивляться греху, а согрешив, каяться, умолять Господа о прощении, то постепенно приобретете смирение, а со смирением и силу побеждать грехи. Чем больше будет смирения, тем большее количество и более упорные страсти будете иметь силу побеждать. А без смирения нельзя дать возможность человеку побеждать грехи. [а то возгордится окончательно и погибнет] (Письмо 162)
  • ...где бы ни находился человек, всегда представляется множество случаев поступить или по заповедям Евангелия, или по ветхому человеку. (Письмо 164)
  • Путь духовный, единственно правильный, идет в направлении видения своих грехов. Это не просто сознание отдельных когда-либо сделанных грехов, а полной испорченности своей, вследствие которой все наши дела, помышления отравлены ядом греха. (Письмо 189)
  • ...я боюсь за твое духовное устроение. Ты писала и говорила о том, что видишь свои грехи, сокрушаешься о них. Это очень высокое состояние, но с некоторого времени я стал сомневаться в этом. Не обманывает ли тебя враг? При искреннем видении своих грехов нельзя серьезно осуждать других, а тем более огорчать, как ты огорчаешь... (Письмо 193)
  • У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того -- даже добрые дела и те пронизаны ядом греха. Когда человек ясно это увидит, а также совершенно убедится на тысячах случаев, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он естественно (а не искусственными приемами или самоубеждением) смирится и естественно перестанет осуждать других или оскорбляться на обиды. (Письмо 205)
  • [К новоначальной, впавшей в уныние] В твоем положении у новичков бывает два состояния: 1) чувствуют себя как в раю, а потом... охладевают, начинают тяготиться, тосковать, советов не слушают, перестают подчиняться начальству, переживают то, что сейчас ты переживаешь, и либо а) уходят, либо б) претерпят, смирятся и приобретают через познание себя покаяние, смирение, потерянный рай, и тогда начинают непрестанно благодарить Бога и всех, кто помог им так устроиться; 2) другие начинают так, как ты: тоска, уныние, малодушие, дерзость, готовность уйти куда угодно, отвращение ко всему духовному, грубость с окружающими, мечты и помыслы об уходе и прочее, и прочее. Это враг нашего спасения с целой армией нападает на новичка, чтобы не допустить до царствия Божия, которое внутри нас. По этому тяжелому состоянию, в котором ты находишься и которое в очень слабой степени напоминает об адских мучениях, можешь судить и о противоположном, именно: раз есть адские мучения, значит есть и неизреченная радость и блаженство, такие, которых око не виде, ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша, которые скрыты внутри нас, которые и есть царствие Божие. (Письмо 299)
  • Если хочешь найти мир душевный, отраду и верное спасение, -- смирись под крепкую руку Божию, и Он вознесет тебя. Это значит: прими все случающееся с тобой, как от руки Божией (а не от человеков, бесов, обстоятельств и прочее), ибо воистину все происходящее с нами не может приити без воли Божией. Люди и обстоятельства -- только орудия Божие, часто не понимающие того, что делают. Господь Иисус Христос возвестил всем, что предстоящие Ему крестные муки не есть дело людей: фарисеев, книжников, Пилата, Иуды -- они только орудия: Чашу, юже даде Ми Отец, не имам ли питию. Чашу страданий Иисусу Христу дали не люди, а Отец Небесный, для искупления падшего человечества. И нам всем, хотящим спастися, дает чашу скорбей Господь, не люди. (Письмо 300)
  • Есть два периода в душевной жизни христианина: 1) Осознание своей испорченности, падения, греховности, 2) Постепенное исцеление душевных язв. Без первого не может быть и второго. Первое часто приводит к искреннему, глубокому смирению, при котором только возможно без вреда получать исцеления и прочие дары Божии. Без смирения они будут во вред или даже в погибель. (Письмо 167)
  • Надо помнить слова Спасителя : Ищите прежде царствия Божия...и прочее. Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе, чем случайное падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит к духовной смерти: "пусть мертвые погребают своих мертвецов", мертвые душей, без чувства духовного, без горячности в делании заповедей, ни горячие, ни холодные, которых Господь угрожает изблевать от уст Своих (Письмо 5)
  • Если человек и со слабыми силами, но непрестанно будет бороться со врагом, то Господь в свое время поможет ему, изведет его из-под власти дьявола. Мы должны показать свою верность Господу борьбой против греха, а если согрешили в чем-то -- глубоким сердечным сокрушением. (Письмо 84)
  • Относительно внутреннего делания скажу тебе: не ставь себе никаких больших задач, не устанавливай никаких сроков, а всегда и во всем удерживайся от зла, от нарушения внешних или внутренних заповедей и понуждай себя на делание добра, то есть хотя и с великим усилием и борьбой, однако старайся поступать не как хочется тебе, а как велит Господь в святых заповедях.... К этому деланию прибавляется еще одно: терпение скорбей и болезней. (Письмо 197)
  • Царство Божие внутрь вас есть, -- то есть величайшее [Благо], какое только можно вообразить (вернее, и вообразить-то нельзя никак). Оно все превосходит... Указан путь к этому царствию. Тысячи людей прошли этим путем и удостоверяют не только словами, но пролитием крови (мученики), целожизненным подвигом (преподобные), чудесами, дивными творениями -- почти никто даже из верующих, не идет этим путем. Таково падение человека. А кто пойдет -- те никогда не раскаются, что избрали этот путь, хотя дьявол и будет смущать и мешать на каждом шагу, но "мужайтесь, Я победил мир". И Эту победу Он дает Своим искренним последователям. (Письмо 248)
Главная заповедь: будь верен в малом...

Ненавидящий страсти, отвергает причины их; пребывающий в усвоении причинам произвольно, подвергается нападению страстей и против воли своей.
Преп.Марк Подвижник.
"Слово о законе духовном" гл.119 [5]

игумен Никон:
  • Кто будет верен в малом, тот получит власть над многим. (Письмо 263)
  • Борись со всеми, с самыми малыми грехами. Кто неверен в малом, тому не доверят большого. А то дьявол так и внушает: "Это пустяк, это мелочь",-- а про более важное: "Где же нам с этим бороться. Это для "подвижников". (Письмо 187)
  • Не считай грехи зрением, слухом, осязанием и всеми чувствами за малые. Они велики по своим последствиям, поэтому сразу кайся, если погрешишь. А если заметишь, что поддаешься часто греху каким-либо чувством, то пиши и сокрушайся, ибо это начало большого греха. (Письмо 293)
Заповеди

Господь сокровен в заповедях Своих, -- и обретается ищущими Его по мере исполнения заповедей Его.
Преп.Марк Подвижник.
"Слово о законе духовном" гл.190

схиигумен Иоанн:
  • Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей. Вы теперь знаете, в чем заключается духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри Вас Господи, и меня не забывайте в своих святых молитвах. (Письмо 6)
  • Мудрую духовную жизнь святые отцы до тонкости объяснили в своих писаниях, а их писание больше познается жизнью. Если сам будешь работать, очищать сердце от страстей -- тогда будет все яснее и понятнее. (Письмо 28)
  • Черта детей -- простота, откровенность и естественность; вот Господь и повелел нам быть такими, такая черта была у всех подвижников. (Письмо 12)
  • Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом, теми кто старается жить по совету святых отцов. (Письмо 33)
  • Знай, что суд будет во второе пришествие по Евангелию, ибо пройдет небо и земля, но ни йота едина или едина черта не прейдет от закона (от Матфея, 5, 18). Страшно не исполнять евангельских заповедей! (Письмо 63)
игумен Никон:
  • Духовный мир постигается духовным деланием, а не разговорами или чтением только. В Евангелии раскрыты все тайны души человеческой, указан путь в царствие Божие, указаны награды и наказания, раскрыты многие тайны загробной жизни, но постигаются они не чтением, и даже не молитвой, а исполнением заповедей. А недостаток делания, всякие нарушения заповедей, восполняются покаянием, исповедью, причащением Св. Таин. (Письмо 20)
  • Идущий ко Господу деланием заповедей, хотя и падает дорогой, но, вставая, идет вперед -- находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей падшей природой и бесами. (Письмо 78)
  • Всякий грешник есть слепой. (Письмо 107)
  • Покаянием очищается душа, а исполнением заповедей привлекается в нее благодать Божия. (Письмо 152)
  • Враг нашего спасения так часто делает: внушает желание большего, чтобы не дать исполнить и малого. (Письмо 157)
  • Или мы исполняем заповеди и тем приобретаем, или, нарушив по испорченности, каемся и тоже приобретаем. Исполняются слова апостола: "Любящим Господа вся поспешествуют во благое". (Письмо 164)
  • Если со своей стороны не будете трудиться, то и Господь Вам не поможет. Пример -- Иуда. (Письмо 175)
  • Только опыт покажет человеку глубину заповедей, по мере обновления души, через их исполнение. (Письмо 183)
  • Всякий грех есть нарушение воли Божией, показатель нелюбви к Богу, как и наоборот. "Меня любит тот, -- говорит Господь, -- кто исполняет заповеди Мои". (Письмо 200)
  • ...большинство современных христиан не понимают значение исполнения заповедей Евангельских. Для них это -- мораль, которую они отвергают за трудность или так приспособляют к своим страстям и похотям, и суете житейской, что от Евангельских заповедей ничего Христова не остается. Это хитрость дьявола, погубляющего мнимых христиан. Двести лет назад Святитель Тихон Задонский писал (в келейных письмах) : "Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство".(Письмо 257)
  • Осмелюсь сказать, что сокрушение сердечное, плачь сердца о нарушениях заповедей дороже их исполнения по своей воле. Ибо последнее приводит к высокоумию и гордости, чем уничижается все добро. А сокрушение сердца заменяет (по милости Божией) делание и держит человека во смирении, без чего суетно все делание, оно даже губительно. (Письмо 261)
  • [надо быть]... не слышательницей Слова Божия, но исполнительницей, ибо только вкусившие на опыте, яко благ Господь, делаются верными учениками и последователями Христа и обретают драгоценную Жемчужину веры, надежды и любви, Которая есть Бог. (Письмо 137)
Добродетель неосуждения

Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем.
Преп.Исаак Сирин. Слово 21

схиигумен Иоанн:
  • ...Преподобный отец Ефрем Сирин молился: "Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Великий отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель неосуждения. (Письмо 100)
  • А осуждение -- великое зло, осуждающие восхищают суд Божий; и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи; причина осуждения от невнимательной жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили. (Письмо 27)
  • Святые отцы пишут: "Покрой грехи ближнего. Господь и твои грехи покроет". (Письмо 37)
  • Степени духовного преуспеяния разные, и духовного познать может только духовный. Полезнее всего видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь только следить за собой, тогда именно увидишь себя хуже всех... (Письмо 10)
  • Господь по своему милосердию милует и прощает грешных, и ты, сама грешная, хочешь ругать свою крестницу; ей и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести. Святые отцы очень милостиво обращались с грешниками, они говорили: "Если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их". Много примеров и советов мог бы привести из Святого Писания и от святых отцов, но, думаю, довольно и этого, что написал. Вспомни сама свои молодые годы, как тогда трудно было воздержаться от подобных естественных грехов. А теперь стала старушка и забыла прежние годы и строго осуждаешь молодых. Молись за нее, обращайся как можно с ней ласково, с таким обращением не погрешишь. (Письмо 42)
  • ...старайся ни на кого не иметь вражды, ибо от ближнего зависит жизнь и смерть. (Письмо 65)
  • Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем? (Письмо 88)
  • Старайся по возможности исполнять заповеди Господни, не осуждай никого ни в чем и не будешь осуждена; если будешь следить за собой, конечно найдутся грехи, которые не дадут причины осуждать других. (Письмо 65)
  • Вот, ты видишь недостатки священнослужителей, а посмотри на себя, как ты стоишь и молишься: ведь бывает так, что вся служба проходит в мечтательных образах и вещах мира сего! (Письмо 89)
  • Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий. (Письмо 100)
игумен Никон:
  • Пимен Великий говорил, что наше спасение в ближнем, т.е. в любви к ближнему. С этого надо начинать всем... (Письмо 193)
  • Без мира с людьми... не может быть и христианства, а только самообман. (Письмо 274)
  • Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо легче примириться с Богом, нежели с ближним. (Письмо 108)
  • Ни один грех так не тяжел, как обидеть человека, даже если не вполне сознательно обидишь, и то надо с трудом искупать этот грех. (Письмо 105)
  • В нас ни в ком нет героизма. Все мы маленькие, все боимся больших скорбей. Надо всех жалеть, искренне всем желать и делать больше добра. Какою мерою мерим, такою и нам возмерится и здесь, и в будущем. (Письмо 223)
  • Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть. Да и Господь прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним. (Письмо 69)
  • ...как мы относимся к ближним, так и Господь к нам отнесется в день лют... (Письмо 118)
  • ...она [вражда] делает бесполезными все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду с ближним. (Письмо 110)
  • При вражде, при злопамятстве, при самооправдании, при осуждении ближнего -- не может быть ни сокрушения сердца, ни смирения. Не могут огонь и лед существовать вместе. (Письмо 110)
  • Не осуждайте никого, а пожалейте каждого грешника, ибо и его любит Господь и хочет ему спасения, как и Вам. Нельзя осуждать и презирать того, кого оправдывает и любит Господь. (Письмо 155)
  • Когда вы познаете себя несколько, поймете свое бессилие стать такой, какой должны быть, то перестанете осуждать кого-либо, тем более презирать. (Письмо 152)
  • ...страшно жить, а тем более умереть во вражде. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю "земная", потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. (Письмо 274)
  • Если Вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все Ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда. (Письмо 274)
  • ...признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних. (Письмо 302)
  • Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце. Это -- наши бесплатные учителя. (Письмо 236)
  • Всех жалей, ибо все больны одной болезнью -- удалились от Бога и подпали под действие врага. (Письмо 219)
  • Умоляй Господа о милости и помни закон духовный: какою мерою меришь, -- такою и возмерится тебе; всем прости, -- и тебе простится, ко всем будь милостива, -- и к тебе будет милостив Господь. (Письмо 111)
  • Нельзя любить Бога относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе: или та, или другая. Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь к Богу. Та и другая таинственны и далеко не то, что мы знаем из отношений "ветхого человека". (Письмо 183)
  • Пока ты не будешь болеть сердцем о своих грехах и не будешь прощать ближним их грехопадений -- ты не христианка по духу. Закрой глаза на чужие грехи, а если нельзя не видеть, то молись о грешащих, как о себе, чтобы Господь простил им, тогда получишь милость от Господа... (Письмо 302)
  • Пока человек считает себя лучшим других, достойнее их -- никогда не получит ни умиления, ни плача, не будет подниматься по духовной лестнице. Надо мысленно [6] лежать в ногах Господа и обнажать пред Ним всякое свое недолжное движение души и тела, не стыдясь, не прикрываясь фиговыми листочками самооправдания. (Письмо 278)
Норма человека -- Христос...

Христос же требует не делания заповедей, но исправления души, для которого узаконил заповеди подзаконным.
Перп.Исаак Сирин. Слово 34)

игумен Никон:
  • Только христианство делает человека нормальным, как было со святыми. Норма человека -- Христос. Живу не к тому аз, но живет во мне Христос. Если же большинство не может дойти до такой степени, то сознают свое извращение и исправляют искаженные восприятия и взгляды по тем, кто достиг в меру возраста Христова.(Письмо 232)
  • Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов, а исполнивший закон Христов осенится миром Христовым, превысшим обыкновенного человеческого разумения. Мир этот делает человека нечувствительным к земным скорбям и страданиям, погашает всякий интерес к миру сему, влечет человека горе, рождает в сердце любовь ко всем, которая покрывает все недостатки ближнего, не замечает их, заставляет жалеть другого больше, чем себя. К этому миру призваны все верующие во Христа, а в особенности монашествующие. (Письмо 7)

[5] Цитаты из преподобного Марка Подвижника заимствованы из книги "Приношение современному монашеству" Свт.Игнатия Брянчанинова Свято-Троицкая Сергиева лавра 1991 г.

[6] "мысленно" - но ни в коем случае воображением, т.е. представлением себе каких-либо картин, как это рекомендует Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов.


Содержание :: < :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: > :: Статьи



Hosted by uCoz