Наставления на пути духовном
...побеждаемый снова да восстанет на борьбу с своими
супостатами... до самого исхода своего из мира сего... да не прекращает брани до
самой смерти... Лучше быть нам осужденными за некоторые дела, а не за оставление
всего.
Преп.Исаак Сирин. Слово 7
схиигумен Иоанн:
- Ты не хочешь грешить -- и грешишь тяжело. Что делать? Человецы есмы,
плоть носящие, да диаволом искушаемые. Не трепещи и не унывай сице; когда и
пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что
устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и
не верь себе, пока не ляжешь в гроб, да других не осуждай ни в чем. Кто
кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе не бывает.
(Письмо 2)
- Да, "довольство, богатство, любовь родителей и похвалы окружающих"
большая помеха в духовной жизни. Святые отцы этих причин ко греху очень боялись
и всеми силами избегали их, не напрасно же уходили в монастыри да в пустыни,
но тебе бежать не надо никуда, а старайся быть мудрой, как змея, а кроткой,
как голубь, -- прочее все временное, пустота, точно мишура. Помнить надо,
даже убедить себя, что не сегодня, а завтра, однако, умрем, а там вечная
жизнь, и время там стоит. Господи, помилуй. (Письмо 4)
- Ты писала, что "любишь вкусную пищу"; а кто не любит? Только тот не
любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево -- этого господина
всего худого. (Письмо 15)
- Если будешь копаться в своем сердце, тогда увидишь там змия стоглавого,
однако не пугайся и не робей, с Божией помощью будешь сокрушать им головы;
от внимательной к себе жизни увидишь себя очень худой и немощной, других
не будешь осуждать и увидишь всех хорошими и на чужие немощи даже не обратишь
никакого внимания и в сердце почувствуешь тишину и мир; по временам будут
появляться утешающие слезы. (Письмо 16)
- Твой способ борьбы со страстями правильный: какие страсти замечаешь в
себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощью.
(Письмо 29)
- Еще должна знать, в одном устроении не может быть человек: подобно
погоде, бывают изменения. Хорошо быть на Фаворе, а иногда приходится быть и на
Голгофе -- внимательный и рассудительный находит много случаев понять это.
(Письмо 29)
- Малодушные минуты бывают не у тебя одной, все люди испытывают эти
тяжелые минуты, иногда бывает хоть в голос кричи. (Письмо 36)
- Немощей бояться не надо, ибо Господь снисшел с небес для немощных.
Человек, если осознает свою немощь и покается, Господь, по своей благости, не
помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости,
тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие. (Письмо 63)
- Раньше у тебя молитва была мечтательная и думала о себе нечто такое, а
теперь стала понимать маленько -- вот и увидела себя, какая ты стала.
Человек чем к Богу больше приближается, тем больше видит себя грешнее. (Письмо 65)
- Пишешь, что двадцать пять лет читаешь и слушаешь и питаешься словом
Божиим, а толку нет. Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во
всем исправной и святой? Но так в духовной жизни не бывает. Будь
довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого незаметно, постепенно
приходит, хотя в малой степени, смирение. А уклонения и увлечения очень смиряют
нашу самость. (Письмо 87)
- ...если кто с Божией помощью очистит сердце от страстей: гордости,
тщеславия, лицемерия, лукавства, гнева и прочих страстей, -- тогда такой человек по
благодати Господа приходит в первобытное состояние, каким был сотворен
Адам. Да, эта степень святых Божиих людей. (Письмо 82)
игумен Никон:
- Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе все больше и
больше грехов, пока наконец духовным зрением не увидит себя всего во грехе, в
проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он -- грязь и нечистота,
что не достоин он призвать даже имя Божие, и только, как мытарь, не смея
возвести очи горе, с болью сердечной взывает: "Боже, милостив буди мне,
грешному". Находясь долгое время в таком душевном устроении человек в свое
время выходит из него оправданным, как вышел мытарь. Если же человек считает
себя хорошим, и отдельные свои даже тяжкие грехи -- случайными, в которых
не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди,
или бесы, а он мало виноват, то это устроение есть ложное, это явно
состояние скрытой прелести, от чего да избавит всех нас Господь. (Письмо 21)
- ...нашему времени дан один подвиг -- сознавать свои грехи и бессилие,
каяться в них и терпеть без ропота все, что Господь попустит. Но и это
совершить мы можем, только испрашивая постоянно помощи от Господа, то есть должны
по силе своей чаще обращаться молитвенно к Господу и никого ни в коем
случае не осуждать, а всех прощать, чтобы по закону духовному самим не быть
осужденными (Письмо 22)
- ...чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он
чувствует себя недостойнее, грешнее, грешнее всех человеков. Так чувствовали себя
Св. Отцы. (Письмо 25)
- Господь ведет всех желающих спасения к Себе, хотя и не теми, может
быть, путями, какими мы хотели бы. Будем покоряться воле Божией и без ропота
принимать от руки Божией все, что Ему угодно будет послать. Елико
отстоят востоцы от запад, тако помышления ваша от мысли Моея, -- говорил
пророк от имени Божия. (Письмо 33)
- Демоны горды и овладевают гордецами, значит, надо нам смириться. Демоны
гневливы, значит, надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели
нами, как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны, значит, нам
надо скорее прощать и мириться с обидевшими и быть ко всем милостивыми.
И так во всем. Надо подавлять в своей душе бесовские свойства, а насаждать
ангельские, которые указаны в Св. Евангелии. (Письмо 46)
- Почитай себя хуже других всех, и будешь почтена у Бога, жалей... всех
людей -- тогда пожалеет тебя Господь, ибо сказано : "Какою мерою меришь,
такою и возмерится тебе". Не осуждай никого -- не будешь осуждена Богом.
Выбирай, что тебе легче делать, то и возделывай в сердце своем, пока не
получишь плода. Плод же духовный от любого дела правильного есть:
любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость и прочее. (Письмо 49)
- Сила моя в немощи совершается, то есть, когда человек придет в состояние
мытаря (в смирение) -- тогда в нем будет совершаться сила Божия и выводить
из Египта в землю обетованную. (Письмо 67)
- Быть искренней, значит не лгать пред Богом, не оправдывать себя, не
лукавить, а предстоять такой, какая есть, со всеми мерзостями, и просить прощения
и помилования. (Письмо 69)
- Общий же путь -- в свое время глубоко осознать свое падение, порчу всего
человечества и самого себя, осознать свое бессилие выйти из этого состояния
испорченности и греховности, глубоко перестрадать это, придти почти в отчаяние,
смириться и перед собой и ближним, и перед Богом, и припасть, как блудница,
к стопам Спасителя без слов, без оправданий, с одним сердечным воплем:
"Боже, милостив буди мне, грешному". Тут только человек познает, как милостив
Господь... Познает, что человек спасается не своими добрыми делами, а непостижимым
милосердием Божиим. (Письмо 71)
- И вот, оказывается, что грехопадения человека и могут помочь ему в
приобретении смирения (если только человек не будет винить в своих падениях никого и
ничего, а обвинит себя, что и есть вполне правильно. Во всем виноват сам
человек, а обстоятельства и диавол только содействуют греху, соблазняют,
а окончательное решение принадлежит человеку, потому он и ответственен
целиком. Это подтверждают и угрызения совести после совершения греха).
(Письмо 85)
- Всюду и постоянно побежденный грехами, он (человек) наконец в
глубоком сокрушении сердца, со слезами припадет ко Господу, сознается от всей
глубины души в своей греховности, в своем бессилии самому победить грех и будет
умолять Господа : "Боже, аще хочеши, можеши мя очистити" (так говорил
прокаженный), а сам я ничего не могу сделать, Господи, спаси меня..."
Тут же человек познает и великое милосердие Божие к падшему человеку, ибо
при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него грех,
исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своем опыте познает бытие
Божие, промышление Его о человеке, познает, что близ Господь сокрушенным
сердцем, что Он воистину врач душ наших... таким образом, грехопадения, будучи
злом, делаются причиною величайшего добра. В этом дивная Премудрость Божия,
как и во всем, во всем... (Письмо 85)
- Путь спасения простой: веруй во Христа, исполняй заповеди (сюда относится
и постоянная молитва) и кайся в каждом малейшем нарушении любой заповеди.
Особенно же не следует осуждать или огорчать ближних. (Письмо 151)
- Сознание грехов своих есть первая ступень к победе над ними.
(Письмо 155)
- Внутри, в сердце наша родина, и если не найдем места там, то
нигде, ни в каком уголке земли не найдем. (Письмо 160)
- Если по силе своей будете сопротивляться греху, а согрешив, каяться, умолять
Господа о прощении, то постепенно приобретете смирение, а со смирением
и силу побеждать грехи. Чем больше будет смирения, тем большее количество
и более упорные страсти будете иметь силу побеждать. А без смирения
нельзя дать возможность человеку побеждать грехи. [а то возгордится
окончательно и погибнет] (Письмо 162)
- ...где бы ни находился человек, всегда представляется множество
случаев поступить или по заповедям Евангелия, или по ветхому человеку. (Письмо 164)
- Путь духовный, единственно правильный, идет в направлении видения своих
грехов. Это не просто сознание отдельных когда-либо сделанных грехов, а
полной испорченности своей, вследствие которой все наши дела, помышления
отравлены ядом греха. (Письмо 189)
- ...я боюсь за твое духовное устроение. Ты писала и говорила о
том, что видишь свои грехи, сокрушаешься о них. Это очень высокое состояние, но
с некоторого времени я стал сомневаться в этом. Не обманывает ли тебя
враг? При искреннем видении своих грехов нельзя серьезно осуждать других, а
тем более огорчать, как ты огорчаешь... (Письмо 193)
- У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не
отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие
грехи, больше того -- даже добрые дела и те пронизаны ядом греха. Когда человек
ясно это увидит, а также совершенно убедится на тысячах случаев, что
исцелить проказу души своей сам не может, тогда он естественно (а не
искусственными приемами или самоубеждением) смирится и естественно перестанет осуждать
других или оскорбляться на обиды. (Письмо 205)
- [К новоначальной, впавшей в уныние] В твоем положении у новичков бывает
два состояния: 1) чувствуют себя как в раю, а потом... охладевают, начинают
тяготиться, тосковать, советов не слушают, перестают подчиняться начальству,
переживают то, что сейчас ты переживаешь, и либо а) уходят, либо б)
претерпят, смирятся и приобретают через познание себя покаяние, смирение,
потерянный рай, и тогда начинают непрестанно благодарить Бога и всех, кто помог им
так устроиться; 2) другие начинают так, как ты: тоска, уныние,
малодушие, дерзость, готовность уйти куда угодно, отвращение ко всему духовному,
грубость с окружающими, мечты и помыслы об уходе и прочее, и прочее. Это враг
нашего спасения с целой армией нападает на новичка, чтобы не допустить до
царствия Божия, которое внутри нас. По этому тяжелому состоянию, в котором ты
находишься и которое в очень слабой степени напоминает об адских мучениях, можешь
судить и о противоположном, именно: раз есть адские мучения, значит
есть и неизреченная радость и блаженство, такие, которых око не виде,
ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша, которые скрыты внутри
нас, которые и есть царствие Божие. (Письмо 299)
- Если хочешь найти мир душевный, отраду и верное спасение, --
смирись под крепкую руку Божию, и Он вознесет тебя. Это значит: прими все
случающееся с тобой, как от руки Божией (а не от человеков, бесов, обстоятельств и
прочее), ибо воистину все происходящее с нами не может приити без воли
Божией. Люди и обстоятельства -- только орудия Божие, часто не понимающие
того, что делают. Господь Иисус Христос возвестил всем, что предстоящие
Ему крестные муки не есть дело людей: фарисеев, книжников, Пилата, Иуды
-- они только орудия: Чашу, юже даде Ми Отец, не имам ли питию.
Чашу страданий Иисусу Христу дали не люди, а Отец Небесный, для искупления
падшего человечества. И нам всем, хотящим спастися, дает чашу скорбей
Господь, не люди. (Письмо 300)
- Есть два периода в душевной жизни христианина: 1) Осознание своей
испорченности, падения, греховности, 2) Постепенное исцеление душевных язв. Без
первого не может быть и второго. Первое часто приводит к искреннему, глубокому
смирению, при котором только возможно без вреда получать исцеления и
прочие дары Божии. Без смирения они будут во вред или даже в погибель. (Письмо 167)
- Надо помнить слова Спасителя : Ищите прежде царствия Божия...и
прочее. Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе, чем случайное
падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит
к духовной смерти: "пусть мертвые погребают своих мертвецов", мертвые
душей, без чувства духовного, без горячности в делании заповедей, ни горячие,
ни холодные, которых Господь угрожает изблевать от уст Своих (Письмо 5)
- Если человек и со слабыми силами, но непрестанно будет бороться со
врагом, то Господь в свое время поможет ему, изведет его из-под власти дьявола.
Мы должны показать свою верность Господу борьбой против греха, а если
согрешили в чем-то -- глубоким сердечным сокрушением. (Письмо 84)
- Относительно внутреннего делания скажу тебе: не ставь себе никаких
больших задач, не устанавливай никаких сроков, а всегда и во всем удерживайся
от зла, от нарушения внешних или внутренних заповедей и понуждай себя на
делание добра, то есть хотя и с великим усилием и борьбой, однако старайся
поступать не как хочется тебе, а как велит Господь в святых заповедях.... К этому
деланию прибавляется еще одно: терпение скорбей и болезней. (Письмо 197)
- Царство Божие внутрь вас есть, -- то есть величайшее [Благо], какое
только можно вообразить (вернее, и вообразить-то нельзя никак). Оно все
превосходит... Указан путь к этому царствию. Тысячи людей прошли этим путем
и удостоверяют не только словами, но пролитием крови (мученики), целожизненным
подвигом (преподобные), чудесами, дивными творениями -- почти никто даже
из верующих, не идет этим путем. Таково падение человека. А кто пойдет
-- те никогда не раскаются, что избрали этот путь, хотя дьявол и будет
смущать и мешать на каждом шагу, но "мужайтесь, Я победил мир". И Эту
победу Он дает Своим искренним последователям. (Письмо 248)
Главная заповедь:
будь верен в малом...
Ненавидящий страсти, отвергает причины их; пребывающий в
усвоении причинам произвольно, подвергается нападению страстей и против воли
своей.
Преп.Марк Подвижник. "Слово о законе духовном" гл.119
[5]
игумен Никон:
- Кто будет верен в малом, тот получит власть над многим. (Письмо 263)
- Борись со всеми, с самыми малыми грехами. Кто неверен в малом, тому не
доверят большого. А то дьявол так и внушает: "Это пустяк, это мелочь",-- а про более важное: "Где же нам с этим бороться. Это для "подвижников". (Письмо 187)
- Не считай грехи зрением, слухом, осязанием и всеми чувствами за малые.
Они велики по своим последствиям, поэтому сразу кайся, если погрешишь.
А если заметишь, что поддаешься часто греху каким-либо чувством, то пиши
и сокрушайся, ибо это начало большого греха. (Письмо 293)
Заповеди
Господь сокровен в заповедях Своих, -- и обретается
ищущими Его по мере исполнения заповедей Его.
Преп.Марк Подвижник. "Слово о
законе духовном" гл.190
схиигумен Иоанн:
- Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но
надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей. Вы теперь
знаете, в чем заключается духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри
Вас Господи, и меня не забывайте в своих святых молитвах. (Письмо 6)
- Мудрую духовную жизнь святые отцы до тонкости объяснили в своих
писаниях, а их писание больше познается жизнью. Если сам будешь работать, очищать
сердце от страстей -- тогда будет все яснее и понятнее. (Письмо 28)
- Черта детей -- простота, откровенность и естественность; вот Господь и
повелел нам быть такими, такая черта была у всех подвижников. (Письмо 12)
- Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком
ее не поймешь, а постигается только опытом, теми кто старается жить по
совету святых отцов. (Письмо 33)
- Знай, что суд будет во второе пришествие по Евангелию, ибо пройдет небо
и земля, но ни йота едина или едина черта не прейдет от закона (от Матфея,
5, 18). Страшно не исполнять евангельских заповедей! (Письмо 63)
игумен Никон:
- Духовный мир постигается духовным деланием, а не разговорами или
чтением только. В Евангелии раскрыты все тайны души человеческой, указан путь в
царствие Божие, указаны награды и наказания, раскрыты многие тайны загробной
жизни, но постигаются они не чтением, и даже не молитвой, а исполнением
заповедей. А недостаток делания, всякие нарушения заповедей, восполняются
покаянием, исповедью, причащением Св. Таин. (Письмо 20)
- Идущий ко Господу деланием заповедей, хотя и падает дорогой, но,
вставая, идет вперед -- находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя
бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей
падшей природой и бесами. (Письмо 78)
- Всякий грешник есть слепой. (Письмо 107)
- Покаянием очищается душа, а исполнением заповедей привлекается в нее
благодать Божия. (Письмо 152)
- Враг нашего спасения так часто делает: внушает желание большего, чтобы
не дать исполнить и малого. (Письмо 157)
- Или мы исполняем заповеди и тем приобретаем, или, нарушив по
испорченности, каемся и тоже приобретаем. Исполняются слова апостола: "Любящим
Господа вся поспешествуют во благое". (Письмо 164)
- Если со своей стороны не будете трудиться, то и Господь Вам не
поможет. Пример -- Иуда. (Письмо 175)
- Только опыт покажет человеку глубину заповедей, по мере обновления
души, через их исполнение. (Письмо 183)
- Всякий грех есть нарушение воли Божией, показатель нелюбви к
Богу, как и наоборот. "Меня любит тот, -- говорит Господь, -- кто
исполняет заповеди Мои". (Письмо 200)
- ...большинство современных христиан не понимают значение исполнения
заповедей Евангельских. Для них это -- мораль, которую они отвергают за трудность
или так приспособляют к своим страстям и похотям, и суете житейской,
что от Евангельских заповедей ничего Христова не остается. Это хитрость
дьявола, погубляющего мнимых христиан. Двести лет назад Святитель Тихон
Задонский писал (в келейных письмах) : "Христианство незаметно удаляется от
людей, остается одно лицемерство".(Письмо 257)
- Осмелюсь сказать, что сокрушение сердечное, плачь сердца о нарушениях
заповедей дороже их исполнения по своей воле. Ибо последнее приводит к высокоумию
и гордости, чем уничижается все добро. А сокрушение сердца заменяет (по
милости Божией) делание и держит человека во смирении, без чего суетно
все делание, оно даже губительно. (Письмо 261)
- [надо быть]... не слышательницей Слова Божия, но исполнительницей, ибо
только вкусившие на опыте, яко благ Господь, делаются верными
учениками и последователями Христа и обретают драгоценную Жемчужину веры, надежды
и любви, Которая есть Бог. (Письмо 137)
Добродетель неосуждения
Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не
представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем.
Преп.Исаак Сирин. Слово 21
схиигумен Иоанн:
- ...Преподобный отец Ефрем Сирин молился: "Ей, Господи Царю, даруй ми
зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Великий отец очень хорошо
знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель неосуждения. (Письмо 100)
- А осуждение -- великое зло, осуждающие восхищают суд Божий; и Господь
попускает таким людям впадать в те же грехи; причина осуждения от невнимательной
жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили. (Письмо 27)
- Святые отцы пишут: "Покрой грехи ближнего. Господь и твои грехи
покроет". (Письмо 37)
- Степени духовного преуспеяния разные, и духовного познать может только
духовный. Полезнее всего видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь
только следить за собой, тогда именно увидишь себя хуже всех... (Письмо 10)
- Господь по своему милосердию милует и прощает грешных, и ты, сама
грешная, хочешь ругать свою крестницу; ей и так тяжело, а ты еще хочешь
прибавить тяжести. Святые отцы очень милостиво обращались с грешниками, они
говорили: "Если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их".
Много примеров и советов мог бы привести из Святого Писания и от святых
отцов, но, думаю, довольно и этого, что написал. Вспомни сама свои молодые
годы, как тогда трудно было воздержаться от подобных естественных грехов. А
теперь стала старушка и забыла прежние годы и строго осуждаешь молодых. Молись
за нее, обращайся как можно с ней ласково, с таким обращением не погрешишь.
(Письмо 42)
- ...старайся ни на кого не иметь вражды, ибо от ближнего зависит жизнь
и смерть. (Письмо 65)
- Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже
послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами
не прощаем? (Письмо 88)
- Старайся по возможности исполнять заповеди Господни, не осуждай никого
ни в чем и не будешь осуждена; если будешь следить за собой, конечно найдутся
грехи, которые не дадут причины осуждать других. (Письмо 65)
- Вот, ты видишь недостатки священнослужителей, а посмотри на себя, как
ты стоишь и молишься: ведь бывает так, что вся служба проходит в
мечтательных образах и вещах мира сего! (Письмо 89)
- Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий.
(Письмо 100)
игумен Никон:
- Пимен Великий говорил, что наше спасение в ближнем, т.е. в любви к
ближнему. С этого надо начинать всем... (Письмо 193)
- Без мира с людьми... не может быть и христианства, а только самообман.
(Письмо 274)
- Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо легче примириться
с Богом, нежели с ближним. (Письмо 108)
- Ни один грех так не тяжел, как обидеть человека, даже если не вполне
сознательно обидишь, и то надо с трудом искупать этот грех. (Письмо 105)
- В нас ни в ком нет героизма. Все мы маленькие, все боимся больших
скорбей. Надо всех жалеть, искренне всем желать и делать больше добра. Какою
мерою мерим, такою и нам возмерится и здесь, и в будущем. (Письмо 223)
- Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть. Да и Господь
прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним. (Письмо 69)
- ...как мы относимся к ближним, так и Господь к нам отнесется в день
лют... (Письмо 118)
- ...она [вражда] делает бесполезными все труды. Ни молитв, ни покаяния,
ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду с ближним.
(Письмо 110)
- При вражде, при злопамятстве, при самооправдании, при осуждении ближнего
-- не может быть ни сокрушения сердца, ни смирения. Не могут огонь и лед
существовать вместе. (Письмо 110)
- Не осуждайте никого, а пожалейте каждого грешника, ибо и его любит
Господь и хочет ему спасения, как и Вам. Нельзя осуждать и презирать того, кого
оправдывает и любит Господь. (Письмо 155)
- Когда вы познаете себя несколько, поймете свое бессилие стать такой,
какой должны быть, то перестанете осуждать кого-либо, тем более презирать.
(Письмо 152)
- ...страшно жить, а тем более умереть во вражде. Никакая правда земная
не может оправдать вражду. Говорю "земная", потому что небесная правда
дает мир и внутренний, и внешний. (Письмо 274)
- Если Вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все Ваши
добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих
вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда.
(Письмо 274)
- ...признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение
ближних. (Письмо 302)
- Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам,
то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца
неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце. Это -- наши бесплатные
учителя. (Письмо 236)
- Всех жалей, ибо все больны одной болезнью -- удалились от Бога и
подпали под действие врага. (Письмо 219)
- Умоляй Господа о милости и помни закон духовный: какою мерою
меришь, -- такою и возмерится тебе; всем прости, -- и тебе простится, ко всем будь
милостива, -- и к тебе будет милостив Господь. (Письмо 111)
- Нельзя любить Бога относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне
понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе: или та, или
другая. Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь к Богу. Та и
другая таинственны и далеко не то, что мы знаем из отношений "ветхого
человека". (Письмо 183)
- Пока ты не будешь болеть сердцем о своих грехах и не будешь прощать
ближним их грехопадений -- ты не христианка по духу. Закрой глаза на чужие
грехи, а если нельзя не видеть, то молись о грешащих, как о себе, чтобы
Господь простил им, тогда получишь милость от Господа... (Письмо 302)
- Пока человек считает себя лучшим других, достойнее их -- никогда не
получит ни умиления, ни плача, не будет подниматься по духовной лестнице. Надо
мысленно [6] лежать в ногах Господа
и обнажать пред Ним всякое свое недолжное движение души и тела, не стыдясь, не прикрываясь фиговыми листочками
самооправдания. (Письмо 278)
Норма человека -- Христос...
Христос же требует не делания заповедей, но исправления души,
для которого узаконил заповеди подзаконным.
Перп.Исаак Сирин. Слово 34)
игумен Никон:
- Только христианство делает человека нормальным, как было со святыми.
Норма человека -- Христос. Живу не к тому аз, но живет во мне Христос.
Если же большинство не может дойти до такой степени, то сознают свое
извращение и исправляют искаженные восприятия и взгляды по тем, кто достиг в
меру возраста Христова.(Письмо 232)
- Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов, а исполнивший
закон Христов осенится миром Христовым, превысшим обыкновенного человеческого
разумения. Мир этот делает человека нечувствительным к земным скорбям и
страданиям, погашает всякий интерес к миру сему, влечет человека горе,
рождает в сердце любовь ко всем, которая покрывает все недостатки ближнего,
не замечает их, заставляет жалеть другого больше, чем себя. К этому миру
призваны все верующие во Христа, а в особенности монашествующие. (Письмо 7)
[5] Цитаты из преподобного Марка
Подвижника заимствованы из книги "Приношение современному монашеству" Свт.Игнатия Брянчанинова Свято-Троицкая
Сергиева лавра 1991 г.
[6] "мысленно" - но ни в коем случае воображением, т.е. представлением
себе каких-либо картин, как это рекомендует Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов.
Содержание
:: <
:: 1
:: 2 :: 3
:: 4
:: 5
:: 6
:: 7
:: 8
:: >
:: Статьи
|