::::: Главная ::::: История ::::: Статьи ::::: Фотогалерея ::::: Контакты :::::

Исповедь и духовное руководство...

Непрестанно открывай немощь свою перед Богом, и не будешь искушаем чуждыми...
Преп.Исаак Сирин Слово 2

схиигумен Иоанн:
  • Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. (Письмо 5)
  • На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что есть на совести, и больше ничего. (Письмо 13)
  • Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у Вас какой-либо грех неисповеданный. Смертные грехи только те, которые сознаете и не каетесь. (Письмо 32)
  • Враг рода человеческого дьявол навел на тебя страх открыть мне наболевшее свое сердце, когда ты была в монастыре. Всегда так бывает: когда человек творит грех, думает получить утешение, но по вкушении греха выходит, наоборот, великая скорбь и томление духа, и бедная душа мечется, точно рыба, выброшенная на берег. Тяжелое состояние, и человек приходит чуть ли не в отчаяние. В такие тяжелые минуты хорошо бы поделиться с опытным человеком, который, конечно, мог бы, без сомнения, помочь. Нет такого греха, который бы превышал Божие милосердие, и грехи всего мира точно горсть песку, брошенная в море. (Письмо 71)
игумен Никон:
  • ...есть мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедуй пред духовником. Если нельзя сразу, то при первой возможности, ни в коем случае не откладывая на завтра и далее! Кто часто и сразу исповедует грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех, ненавидит плен дьявольский и готов претерпеть стыд при исповедании, лишь бы избавиться и очистится от греха, и за это получает от Господа не только прощение в совершенных грехах, но и силу бороться в дальнейшем и полную победу, не приобретая при победе высокого мнения о себе и гордыни. Обрати внимание на это! (Везде сети дьявола). (Письмо 85)
  • Не думайте, что духовник чувствует отвращение от исповедания грехов. Если есть искреннее сокрушение, то духовник чувствует особую милость и любовь к кающемуся. Это точно! Такое состояние духовника есть свидетельство, что Господь прощает кающегося и с любовию принимает его в Свое общение, как принял блудного сына. (Письмо 165)
  • На исповеди от Вас требуется перечислить те грехи, которые остались в памяти и тревожат совесть, а прочие общим итогом исповедать: словом, делом, помышлением согрешали... смущение после исповеди или от врага, или от сознательного сокрытия каких-либо грехов. Если сокрыли -- в другой раз исповедуйте все, и сокрытое, а если этого нет, то и обращать внимания нечего, а гнать, как и все прочие вражие мысли и чувства. (Письмо 69)
  • Ни один духовник не будет хуже относиться к человеку, искренне глубоко раскаявшемуся во грехах, каковы бы они не были, Это уловка вражия, чтобы кающийся скрыл свои грехи и не получил прощения. Наоборот, если духовник человек верующий, то станет лучше относиться, это таинственное свойство исповеди. (Письмо 96)
  • [Совет на одре болезни лежащей] Попробуй готовиться так: 1) Хоть понемногу, но чаще молись по силе, стоя, сидя или лежа. 2) Молись словами мытаря или молитвой Иисусовой, припоминая от юности все грехи не только делом, но и словом, и мыслями, и настроениями; если какой грех поцарапывает совесть, то остановись на нем и проси прощения до тех пор, пока не почувствуешь, что Господь простил. Сердце подскажет это. Запиши все такие грехи, чтобы потом на исповеди не забыть их. 3) Чаще представляй, что ты умерла и надо пройти мытарства, и дать отчет за каждый неисповеданный грех. Опять будут всплывать разные грехи и опять кайся пред Богом о прощении их, чтобы они не были помянуты на мытарствах. Также записывай более тяжкие. Так потрудись недельку или две, а затем исповедуйся во всем. После исповеди опять так же просматривай всю жизнь и записывай, что было забыто в первый раз. Это лучшее лекарство не только для души, но и для тела. (Письмо 110)
  • Как можно чаще исповедуйтесь и причащайтесь. Лучше исповедоваться у иеромонахов, а не у мирских. (Письмо 151)
  • Свою борьбу, добродетели и свое душевное устроение надо скрывать ото всех, открывать только духовнику или человеку духовно опытному, иначе можете и себе сильно повредить, и других соблазнить. (Письмо 152)
  • Никогда не лгите и не лукавьте перед духовниками, перед Богом, и по возможности, со всеми людьми. (Письмо 159)
  • ...не унывай, когда впадешь в какой грех, а обвини себя пред Богом, исповедуй Ему свое согрешение, не обвиняя никого, смирись, познай свою немощь во всем и проси у Господа, чтобы Он сотворил в тебе Свои святые заповеди. Но это не значит, что ты сам не должен всеусильно бороться. (Письмо 85)
  • [совет тяжко согрешившей как принести покаяние] Надо помучиться, поскорбеть, делать добро людям, помучить себя постом и поклонами, и прочим, сколько есть силы. Меньше разговаривайте со всеми. (Письмо 175)
  • Всякое открытие греха с искренним раскаянием делает грешника более близким, родным, дорогим для духовника. Это общее явление. Враг только пугает противоположными мыслями... Ни при каких обстоятельствах не приходите в отчаяние и безнадежие, это страшнее всякого греха. Они приводят к духовной смерти, а иногда к самоубийству. "Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного". (Письмо 177)
  • Каждое нарушение заповеди, хотя бы и самое мелкое, заглаждай немедленным испрашиванием прощения у Господа, не дожидаясь вечерних молитв. (Письмо 277)
  • Надо мысленно на молитве проходить свою жизнь и просить прощения за все сделанные грехи не только делом, но и словом и помышлением. Кающемуся Господь все прощает, а тогда нечего и смерти бояться. (Письмо 286)
О духовничестве в наши дни...

Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и бесовскую прелесть губит...
Свт.Игнатий Брянчанинов т.5 стр.73 [7]

схиигумен Иоанн:
  • В данное время мы лишены этого блага -- жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам, совсем не то; говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но, когда вкусят, яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. (Письмо 15)
  • Руководитель должен быть бесстрастным и иметь дар рассуждения -- именно знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тела, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение. (Письмо 15)
  • Великий старец Паисий Величковский тоже тужил, что нет наставников, но он, как опытный в духовной жизни, советовал руководствоваться просто с единомысленными: беседовать и вместе читать святоотеческие книги. (Письмо 17)
  • Твое письмо я получил и отвечаю на него, только мои советы принимай не как повеление или закон, а как простой совет -- можешь и не принять его, если усмотришь, что несогласно со Святым Писанием и с поучением Святых отцов. (Письмо 29)
  • ...скажу свое мнение и потом всегда говорю: "Впрочем, усматривай сам или сама"... А как я могу советовать правильно, когда сам иду ощупью? (Письмо 67)
  • По Божией милости, что было у меня на сердце, то и написал, и прими это не как закон или повеление, а как совет. Сама усматривай и сообразуйся с условием вашей жизни. (Письмо 88)
  • Некий старец сказал: "Если душа имеет только слово, а не имеет дела, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плоды".Чудный ты старец, как хорошо объяснил в кратких словах духовную жизнь. Ибо цветы прельщают только глаза -- отошел от них и забыл цветы, а плод от древа насыщает человека и дает силы для поддержания жизни. Так и говорящие, которые "говорят от дел": глаголы их ложатся на сердце, точно пластырь на раны. А если говорящий от обучения, то чувствуется, что словеса их рассудочные. Ибо вода и уксус имеют цвет один, но гортань различает брашно. (Письмо 97)
игумен Никон:
  • ... не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? -- Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел ни одного способного к этому, также не видел ни одного "чада", способного к послушанию и к жизни под руководством духовного "отца". Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей. (Письмо 145)
  • Относительно опытных в духовном делании людей можно сказать мнение Игнатия Брянчанинова и многих других, что их в настоящее время едва ли можно найти. Хорошо, если найдутся единомысленные. Нужно искать поддержки в книгах, главным образом. Если же найдутся единомысленные и более опытные, хотя бы в силу возраста, то их советом нужно воспользоваться, и то, с рассуждением и проверкой. (Письмо 151)
  • Люди должны только облегчить послушание Евангелию, а не требовать послушания себе. К послушанию "во всем" теперь никто не способен. Покаяние все заменит. (Письмо 63)
  • [Вопрос: к кому обращаться после смерти духовника] Я полагаю, что к любому духовнику. Исповедоваться по книжке, не говоря ничего в подробностях, и все. А духовного руководства нечего теперь искать от людей. От них получишь больше вреда, чем пользы.... Надо читать книги духовные, не оправдывать себя в грехах, по силе бороться с ними, каяться, не осуждать никого, быть милостивым ко всем, сохранять мир со всеми и чаще взывать: "Боже, милостив буди ко мне грешной". Вот и вся наука. (Письмо 115)
  • ...того руководства, в котором и Вы, и я нуждаемся -- едва ли можно теперь где-либо найти. Я за всю жизнь не нашел и руководствуюсь только книгами... (Письмо 153)
  • О правилах апостолов и Соборов не буду тебе писать. Прочти сам. О применении их буквально в настоящее время не может быть и речи. (Письмо 210)
  • Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами. (Письмо 265)
Послушание в наши дни...

Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными, или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится послушание твое делом диавольским.
Преп.Исаак Сирин. Слово 9

игумен Никон:
  • ...никакой нужды нет, чтобы, если тебе давал кто послушание, обязательно принимать предложение; это дело зависит от сил, способностей, от намерения служить Богу в этой должности. Поэтому сама учти все и решай -- лишь было бы во славу Божию, а не из плотских расчетов, например, выгоды, тщеславия. Это будет служением диаволу, а не Богу. (Письмо 115)
В учителя не лезьте...

Что художник, который живописует на стенах воду и не может тою водою утолить свой жажды... то же и слово, неоправданное деятельностью
Преп.Исаак Сирин. Слово 1

схиигумен Иоанн:
  • Если кто спросит у тебя совета, отвечай, что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию; говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять; если на пользу, благодать Божия это сделает. (Письмо 33)
  • Такой заповеди нет, чтобы требовать от других любви и исправной жизни. Пусть позаботятся о других те, кто поставлен на это промыслом Божиим. (Письмо 33)
игумен Никон:
  • ...я ни от кого не требую безусловного исполнения своих советов. Совет есть совет, а решение окончательное принадлежит спрашивающему. (Письмо 61)
  • Если человек с помощью Божией очистится от греха и тем самым будет чисто смотреть на все, то: 1) все покажется ему в другом свете и тогда только он даст правильную оценку всему, 2) тогда в сердце его будет одна любовь ко всей твари и непостижимая жалость, и желание, чтобы никто не страдал, никто ни в чем не потерпел вреда (см. Исаака Сирина о "сердце милующем"). Только тогда и можно учить ближнего (да и то по указанию благодати Божией), и тогда слово будет действенно, полезно, будет исцелять, а не ранить. А пока не достигнем такого состояния -- надо не лезть в учителя. (Письмо 67)
  • Все мы находимся в "злейшей прелести", по выражению преп. Симеона Нового Богослова, то есть во тьме, в заблуждении, в рабстве у диавола. Только немногие бывают освобождены Господом от этого состояния. Как же слепой может вести слепого? А вы всех учите. Перестаньте! (Письмо 67)
  • В учителя не лезьте, а спросят искренне -- ответьте, как сумеете, со внутренней молитвой. (Письмо 74)
  • ...не учите, а советуйте, если спросят, и не от себя, а от Св. Отцов. Иначе много себе повредите, не сделав пользы и другим. (Письмо 144)
  • Воспитать человека в благоговении и любви к Богу, в любви к человеку, не подавляя его свободы воли, возвести его в достоинство сына Божия -- вот сложнейшая задача, абсолютно неразрешимая для людей и потребовавшая даже от Бога величайшей жертвы -- воплощения, крестной смерти и воскресения Самого Бога [Второго Лица Святой Троицы -- Бога Слова]. (Письмо 231)
  • ...я не навязываюсь к тебе учителем, ты сама приходишь ко мне и вполне свободна в отношении ко мне: можешь поддерживать духовные отношения, если будешь получать пользу, а можешь отойти, если пользы не станешь получать. Но и в этом надо быть осторожной. Враг, видя пользу, будет всячески стараться оторвать. (Письмо 290)
  • Меня несколько беспокоит твое отношение ко мне. Ты увлекаешься и готова приписать мне такие добрые качества, каких во мне вовсе нет. Это вредно тебе и в дальнейшем может служить для тебя причиной ненужных огорчений. Не увлекайся. Будь спокойна и ровна в отношениях и проси Господа и Матерь Божию, чтобы Они внушали мне ли, или другому говорить тебе полезное на спасение души, ибо что значит человек? (Письмо 292)
  • Я дал тебе согласие и теперь подтверждаю, что готов поделиться с тобой всеми своими знаниями и опытом, если это угодно Богу. Вернее, помочь найти для нужных случаев ответ не свой, а Св. Отцов. Поэтому ты должна смотреть на меня не как на отца, а, скорее, как на старшего спутника на одном пути. Я не имею дерзновения быть отцом духовным, как это было раньше, ибо сам нуждаюсь в руководстве и только по гордости и самоволию не мог подчинить себя никому. (Письмо 292)
О молитве...

Если просишь чего у Бога и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не премудрее Бога.
Преп.Исаак Сирин Слово 5)

схиигумен Иоанн:
  • Правильно твое замечание, что "от молитвы ничего не ждать". При молитве надо себя держать на большом непотребстве и, если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает. (Письмо 1)
  • Молитва -- самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы. (Письмо 1)
  • На работе и при людях старайся умно предстоять пред Богом, то есть имей память Божию, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты -- их читай, если время есть. (Письмо 2)
  • Признак молитвы -- в теплоте сердечной и в сокрушении сердца и чтобы сознавать себя ничтожной и взывать ко Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную", или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее. (Письмо 2 )
  • Будем молиться так: "Господи, Ты знаешь наши нужды раньше нашего прошения, благослови по Своей благости, что будет нам на пользу. Аминь!" (Письмо 60)
  • ...к умилению и слезам не стремись, а когда они придут, остановись, пока сами пройдут. (Письмо 62)
  • ...святые отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание -- душа молитвы... (Письмо 70)
  • Как же ты можешь читать молитву "Отче наш": "...остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим"? Сама не прощаешь, а просишь у Бога прощения? Всуе молишься, Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей. (Письмо 76)
  • ...в уме не надо представлять Бога и Богородицу или святых, ум заключай в слова молитвы... (Письмо 78)
  • Однако знайте, что всякое доброе дело: разговор духовный, чтение душеспасительных книг, потерпеть обиду и т.д. -- относится к молитве. (Письмо 87)
игумен Никон:
  • Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение). (Письмо 25)
  • ...рассеянная молитва -- не есть молитва, хотя Господь и ее принимает вначале от тех, кто еще только учится молиться. Но ведь надо же научиться когда-нибудь молиться и без рассеяния! (Письмо 53)
  • Старайся всегда, гуляешь ли, работаешь один или среди людей, хоть изредка, мысленно от всего сердца вздохнуть несколько раз ко Господу. Хоть один раз в час. Даже если что-либо не так делаешь, даже грешишь, надо еще усиленнее просить помощи и прощения у Господа. (Письмо 81)
  • Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толците и откроются вам двери покаяния, плача, умиления, от которых и родится мир и спасение.(Письмо 7)
  • Непрестанно должны мы бодрствовать и призывать имя Божие, чтобы Он поборол наших врагов, укрепил веру нашу, надежду на Бога и постепенно привел к любви к ближнему и к Богу. (Письмо 18)
  • ...потому не можешь молиться без рассеяния, что: 1) слишком привязана к миру и 2) нет глубокого сознания свой греховности, а всегда самооправдание. От глубокого сокрушения и сердечного плача очищается сердце и появляется ощущение присутствия Божия, и рождается страх Божий, тогда и молитва делается теплее и собраннее... Не бывает детей без родителей, не бывает последующего без предыдущего. (Письмо 39)
  • Молитвы во гневе Господь не принимает и предает такого молящегося немилосердным служителям, то есть демонам, которые от пира духовного, от молитвы, изгоняют с брачного пира во тьму разных пустых, иногда и скверных помыслов. И это будет до тех пор, пока не смиримся и не восплачемся пред Господом от всего сердца, и пока не стяжаем мира душевного, ибо сказано в мире (душевном) место Божие. Где немирствие -- там враг и тьма, и тягота душевная, и прочие начатки ада. (Письмо 53)
  • Если воздержишься от гнева и сохранишь мир, то и молитва будет хорошая, а если будешь в расстройстве и немирствии, то и молиться не сможешь. ((Письмо 53)
  • Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивают помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит что-то неладно в душе, значит враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом, и умолять о прощении и помощи. Надо поискать причины этого. Иногда это бывает (если гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних. Хорошая, внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к царствию Божию, которое внутрь нас есть. Если нет такой молитвы -- значит мы чем-то прогневали Господа. (Письмо 53)
  • Даже если впадешь в грех, то и при совершении греха надо вопиять ко Господу и, не стыдясь, повергать себя мысленно пред Богом, говоря: "Господи, вот видишь, что я творю, помилуй меня, помоги мне, освободи от власти диавола"... (Письмо 85)
  • Ищут высоких состояний в молитве, а это есть прелесть. Мы так испорчены, грешны, такой неоплатный долг имеем пред Богом, что если бы и всю жизнь неумолкаемо взывали: "Боже, милостив буди мне, грешному!" -- так и тогда не могли бы считать себя освобожденными от долга. (Письмо 77)
  • Господь не принимает молитвы от человека враждующего с ближними или имеющего злопомнение, и отсылает прежде примириться. (Письмо 96)
  • Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров -- видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все. (Письмо 108)
  • Если сердце не слушается, то прости всем мысленно, если можно, понудь себя просить у всех прощения. А перед Господом открывай свое сердце, говори: "Господи, Ты повелел всем прощать и Сам молился за распинателей, и я прощаю всем, а сердце не слушает меня. Господи, изгони из моего сердца всякую вражду, всякую неприязнь, всякое осуждение. Будь милостив ко мне, исцели больную грехами душу мою, не допусти меня до погибели, не лиши меня небесного Твоего царствия". (Письмо 110)
  • Те молитвы святы, которые исходят из благоговейного сокрушенного и смиренного сердца, а фарисейские (гордые и тщеславные) молитвы не только не святы, но мерзость пред Богом. (Письмо 135)
  • Не надо ни в коем случае искать каких-либо состояний благодатных во время молитвы. По решительному требованию еп. Игнатия Брянчанинова молитва должна быть только молитвой покаяния. Научил этому Сам Господь Иисус Христос в притче о мытаре и фарисее. Для нас, грешных, достаточно молитвы мытаря. Учитесь у него молиться. (Письмо 175)
  • Понуждайте себя чаще вспоминать Господа. Ведь кого любят, тот всегда в памяти любящего. (Письмо 175)
  • Чаще делайте по одному поклону дома, от всего сердца вопия: Боже, милостив буди мне, грешной. (Письмо 175)
  • Читайте о молитве Игнатия Брянчанинова. Особенно много во втором томе, а также и в первом. (Письмо 176)
  • Мысль, что рассеянная молитва -- "молитва его да будет в грех" -- есть от дьявола. Всячески он старается отвлечь от молитвы, зная какое благо получает человек от нее. Усматривайте козни вражии и на слушайтесь его. (Письмо 176)
  • [по поводу нападок в атеистической прессе на Церковь, молитву и богослужение] Падший человек во время молитвы, искренней и правильной, входит в общение с Творцом мира, получает от Него великие милости и силу отгонять могучего духа [диавола], мнящего быть равным Богу. Как можно стерпеть это унижение! Вот он изливает свою злобу и ненависть на молитву и богослужение. Пусть поймут все значение и силу молитвы и милость Божию к нам, падшим! (Письмо 230)
  • Мудрость духовную надо всем нам просить, ибо есть ведь и бесовская мудрость (Иак. 3,13) (Письмо 245)
  • Старайтесь все делать и говорить как бы в присутствии Божием. Оно ведь так и есть. Господь во всякое время видит все наше: сердце и мысли, не только слова и дела. И "несодеяннае (даже) мое видеста очи Твои". (Письмо 31)
  • Правильная молитва очень скоро покажет сердцу, каким надо быть на молитве. Дана ведь заповедь: непрестанно молитесь. Посредством молитвы человек поднимается от земли, делается недоступным для гадов, ползающих на чреве по земле, получает свободу, как птица, оторвавшаяся от привязи. Это и значит выражение Св. Отцов: "отступи от земли". (Письмо 247)
...и Именем Господним...

Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но молитвою к Богу отсекает беседу с ними, то это служит признаком, что ум его обрел по благодати премудрость...
Преп.Исаак Сирин. Слово 36

схиигумен Иоанн:
  • ...не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил, в верхней части груди. (Письмо 2)
  • О непрестанной и умносердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзаем просить у Господа -- такое состояние у очень немногих, едва ли обретешь из тысячи одного человека, сказал святой Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. (Письмо 2)
  • ...память Божия -- что Бог тут, все видит и все знает -- одинакова с молитвой. К высшему не стремись, как-то к умилению и к слезам, -- это приходит без нашего ожидания, конечно, по Божией милости... (Письмо 24)
  • При твоей жизни для тебя удобнее иметь память Божию. Молитву умную надо проходить под руководством опытного человека, который сам знает это дело опытом. (Письмо 71)
  • ...Господь дает вкусить некоторое утешение нам, грешным, чтобы мы не унывали в молитвенном труде; когда теплота придет, надо остановиться на этих чувствах, пока они не пройдут; только самой не надо стремиться к этому. Если будешь трудиться усерднее в молитве, тогда теплота сердечная, по Божией милости, будет появляться чаще, только не возмечтай о себе, что ты что-то великое получила, и от других всячески скрывай. (Письмо 72)
  • Ни против чего так не восстает диавол, как против молитвы; иногда он наводит разные помыслы, даже хульные; иногда действует через людей -- и бывают разные клеветы; иногда сухость в сердце, леность и многое другое. (Письмо 74)
  • Молитва имеет три степени: 1-я устная, 2-я умная, 3-я умосердечная. 1-я, устная, произносится устами, а ум гуляет; 2-я, умная молитва: ум надо заключить в слова молитвы. На сердце нажимать вниманием не надо; если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. 3-я, умосердечная молитва -- достояние очень редких и дается за глубочайшее смирение. Страстный не должен дерзать к такой молитве, говорит святой Григорий Синаит. К умилению и слезам не надо стремиться, а когда это само по себе придет, умиление и теплота сердечная, остановись на этом, пока это пройдет. Все же думать не надо, что что-то великое получила. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. (Письмо 80)
игумен Никон:
  • Ужасно было бы без молитвы! Блажен кто сумел найти ее. Ищи и ты. Без искания и труда ничего не приобретешь. (Письмо 223)
  • Сам Господь в двух словах указал,... что особенно необходимо в трудные времена: бодрствуйте и молитесь (см. Марк 13; 33). Не сказано в такие-то часы, а всегда. Бодрствовать значит следить за собой, за своими мыслями, словами, чувствами; следить и все противоречащее Евангелию отгонять молитвой Иисусовой, чем исполняется второе слово. Если будет это делание, то оно заменит все, хотя не исключаются для облегчения и другие делания. Непрестанное понуждение себя к молитве Иисусовой -- лучшее доказательство, что человек хочет быть с Господом, хочет исполнить Его заповедь. (Письмо 268)
  • Святые Отцы говорят, что все молитвы можно заменить одной Иисусовой. Правильное делание этой молитвы будет тогда, когда она сочетается неразрывно с покаянием, будет выражением сердечного сокрушения о своем недостоинстве, греховности, сознания постоянного нарушения заповедей Евангелия. Таким выражением сердечного сокрушения была и молитва мытаря. Имейте это в виду. Не повторение молитвы Иисусовой голосом дает результат, а молитва как излияние сокрушенного сердца, тогда она скоро вызовет умиление, согреяние сердца, а от этого легкость делания молитвы и прочее. (Письмо 268)
  • После пришествия Спасителя и Его страданий молитва мытаря Св. Отцами заменена молитвой Иисусовой. Смысл один и тот же. (Письмо 25)
  • Старайся всеми силами помнить Господа. Без призывания имени Иисуса Христа бесы будут лезть к нам, творить всякие пакости, мучить, тянуть к себе в бездну. (Письмо 121)
  • ...без молитвы человек -- орудие дьявола. Без молитвы и добрые дела не принесут пользы, они будут осквернены всякими ядовитыми примесями. (Письмо 224)
  • Постоянное внимание себе, нежелание беседовать и смотреть на греховные, даже и пустые мысли и картины, и призывание от всего сердца имени Иисуса Христа -- может возвести человека на высокую ступень духовной лестницы. Многие так научились сердечной молитве Иисусовой. (Письмо 4)
  • ...хвалю за молчание, которому недостаточны никакие похвалы, особенно если к молчанию языка постепенно присоединяется молчание ума. Это предельное состояние, к которому мы должны стремиться все по мере сил. Вы понимаете о чем речь! Это делание (молчание ума ко всему, кроме молитвы Иисусовой) и может человека "приусвоить" к будущей жизни. (Письмо 60)
  • От этого святого имени, пред которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, ослабеет действие вражие, войдет в сердце мир, надежда и вера, и умиление... и пройдет все искушение. (Письмо 172)
  • Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, "откройте себя Богу" и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчатся и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами. Эти минуты всецело отдавайте молитве и не слушайте врага, который найдет тысячи причин отойти от молитвы и будет понуждать заняться чем-либо другим. (Письмо 176)
  • Чтобы стяжать неразвлекаемую молитву -- надо смиряться пред Богом и людьми и немало упражняться. Без смирения человек всегда будет рассеиваться. (Письмо 197)
  • ...с молитвой легко и радостно быть в церкви и незаметно пройдет время. А без молитвы устанешь больше, чем при самом сильном напряжении для получении молитвы, а время пройдет бесполезно, лучше сказать вредно: Кто не собирает со Мною, тот расточает. (Письмо 209)
  • Это слово "упражняться" очень часто люди употребляют, но это доказывает, что употребляющие его не знают, что такое молитва. Человек не упражняться (можно ведь идти и дальше и сказать "тренироваться"!) должен в молитве, а с величайшим благоговением предстоять пред Богом и с сознанием полнейшего недостоинства даже произносить имя Божие, вверяя себя милости и снисхождению Божиим, произносить со вниманием и страхом слова молитвы. (Письмо 247)
Молитва -- суд души

Начало помрачения ума... прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве.
Преп.Исаак Сирин. Слово 2

игумен Никон:
  • ...можешь услышать определение Божие, когда встанешь на молитву. Если в мире душевном и с сокрушенным сердцем (а не языком) встанешь на молитву, то Господь примет твою молитву по слову пророка: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и ты без рассеяния, со вниманием и с теплотой помолишься. А если в плохом состоянии "без брачной одежды" предстанешь на молитву, то отвергнет тебя Господь и предаст врагам, которые ввергнут тебя во тьму суетных помыслов и развлечения, и ожесточения сердечного. Вот тебе и суд Божий здесь. (Письмо 280)
  • Надо хоть один раз в сутки на несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим пред Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего огромного неоплатного долга. (Письмо 5)
Если сомневаемся, угодно ли Господу

игумен Никон:
  • ...если сомневаемся, угодно ли что Господу, то надо помолиться, хоть внутри, и говорить себе: "Господи, делаю это ради Тебя, полагая, что это угодно Тебе. Вразуми меня, Господи, все делать во Славу Твою"... (Письмо 93)
Клирос или молитва...

Не можешь себе представить, как показалось мне отвратительным московское пение с его фигурами и вариациями...
Свт.Игнатий Брянчанинов. Письмо 36

игумен Никон:
  • На клиросе никогда не помолишься. Лучше найти уголок в церкви и там, спрятавшись, подражать мытарю. (Письмо 175)
  • Всего лучше, наверное, было бы нигде не петь, а в церкви молиться. Постарайся, в хоре или вне, использовать время пребывания в храме на внутреннюю молитву. (Письмо 209)

[7] "Приношение современному монашеству" Свято-Троицкая Сергиева лавра 1991 г.


Содержание :: < :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: > :: Статьи



Hosted by uCoz