::::: Главная ::::: История ::::: Статьи ::::: Фотогалерея ::::: Контакты :::::

Предостережения...

...любви предшествует страх. Всякий, кто не стыдится говорить, что можно приобрести последняя без делания первых, несомненно полагает первое основание погибели для души своей.
Преп.Исаак Сирин. Слово 5

схиигумен Иоанн:
  • Грешных страстей никогда не удовлетворишь: чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи; они подобны псу, который привык ходить лизать мясной стул; как только возьмешь палку и отгонишь его, то и ходить не будет к стулу. (Письмо 26)
  • Ты пишешь, "мало надежды, чтобы я попала туда, куда Вы". Эти слова возьми назад. Божий суд нам неизвестен, кто куда попадет. (Письмо 29)
  • В гневе никакое дело не решай и разговор прекращай. Под влиянием гнева всегда грешишь и скажешь неправильно и после будешь сожалеть. (Письмо 47)
  • К созерцательной жизни не стремись, старайся проводить жизнь деятельную, ведь я тебе говорил: старайся исполнять евангельские заповеди, ибо суд во второе пришествие будет по Евангелию. Впрочем, Бога не представляй строгим карателем. Он очень милостивый. Слава, Господи, Твоему милосердию. Аще случится пошатнуться в добродетели -- не трепещи, ибо наше естество очень изменчиво. Ангелам только свойственно неизменно стоять в добродетели. По апостолу : "Задняя забывай и вперед стремися". (Письмо 53)
  • Особой дружбы не заводи ни с кем, иначе наживешь много бесполезных скорбей и жизнь твоя будет многовоздыхательная. (Письмо 56)
  • Однако должна знать, что всякому житию свой чин. Ты живешь в миру -- вот и старайся исполнять свое дело добросовестно, на которое поставлена Божиим промыслом. Не осуждай никого ни в чем; всего, чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, -- и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу... А куда ты стремишься -- это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного беспопечения, а главнее всего, глубокого смирения; без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами, да хлопотами. Как возможешь сосредоточиться в молитве? (Письмо 57)
  • Свое внутреннее утешение и скорбное испытание не надо никому говорить, кроме духовного отца. Неопытные в духовной жизни могут покривить духовное делание. (Письмо 74)
  • Не советую тебе читать гимны святого отца [преподобного Симеона Нового Богослова], ибо неполезно тебе; читай книги о деятельной жизни и очищай свое сердце от страстей... (Письмо 81)
  • Однако знай, куда бы ты ни поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь и там встретишь людей, а не ангелов, а Царствие-то Божие не вне, а внутри нас. (Письмо 18)
игумен Никон:
  • Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в гибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом. Не покусись остановить его своею немощною рукою. Устранись, охранись от этого сам: и этого с тебя достаточно. (Письмо 210)
  • Не поддавайтесь внушениям врага, что бесполезно трудиться, что все погибло и т.п. Это дело дьявола, извечного клеветника на Бога и на всех. (Письмо 179)
  • Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других. (Письмо 210)
  • Куда бы ты ни ушла -- от себя и от врага не скроешься. Все твое будет с тобой и будет мучить на другом месте тебя еще сильнее, чем тут. (Письмо 300)
  • ...относительно друзей: не открывай себя никому. Это мнение еп. Игнатия Брянчанинова. (Письмо 228)
  • ...никогда не переноси ничего другим, как камень в море пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь... (Письмо 302)
  • Если... добиваться своей воли, то всегда будешь в расстройстве. (Письмо 2)
  • ...не осуждай никого, а для этого старайся ни о ком не говорить ничего: ни худого, ни хорошего. Это самый легкий способ не быть осужденным на том свете. (Письмо 55)
  • Не возвышай голоса ни на кого. (Письмо 107)
  • Не оправдывай себя, чтобы оправдал тебя Господь. (Письмо 111)
  • Не стройте своих планов, а если и построите, не пытайтесь их осуществлять во что бы то ни стало, своей силой. Все равно будет не так, как Вы думаете и хотите, а так, как найдет полезным для Вас Господь. (Письмо 141)
  • Ради Бога, не делай ничего по спору или соревнованию. (Письмо 211)
Не ищи правды земной...

игумен Никон:
  • ...научись молиться и терпеть все, как терпел Господь Иисус Христос. Уж если над Ним надругались и распяли, то что же нам ждать какой-то справедливости? Нет ее на земле и не будет. Правда и истина распяты на кресте. Кругом ложь, обман, эгоизм, предательство... (Письмо 239)
Повседневные советы...

схиигумен Иоанн:
  • Вот и сама замечаешь, что от посещения других и от разговоров после бывает тоска, по возможности и уклоняйся, ничтоже сумняся; хотя и будут маленько недовольны, ничего, не смущайся этим. (Письмо 13)
  • Когда ляжешь в кровать, занимайся богомыслием: что помнишь из Писания, важное из Евангелия; слезы придут -- дай им свободу. (Письмо 13)
  • Очень-то не отделяйся от других: ходишь на именины -- и ходи, только и там будь внимательна, имей присутствие Божие. (Письмо 23)
  • Если когда тебе приходится покривить душой ради одиночества, чтобы побыть у себя дома, -- это не грешно; умудряйся, чтобы все было ради Бога. (Письмо 2)
  • ...святые отцы сказали: "Духовный разговор серебро, а молчание золото", а о празднословии -- сама уразумей. (Письмо 56)
  • ...в расстройстве не надо решать никакого дела. Так советуют святые Отцы. (Письмо 79)
  • Господь лечит посредством докторов; и врача Господь сотворил, говорит Святое Писание. (Письмо 96)
  • ...если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят, выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил. (Письмо 105)
игумен Никон:
  • Царство Божие силою берется. Надо понуждать себя на все доброе, тогда Господь пошлет и Свою помощь для нашего спасения. (Письмо 110)
  • Каждый день на несколько минут представь, что ты умерла и стоишь пред Господом в ожидании определения своей дальнейшей судьбы. (Письмо 112)
  • Надо, как ядовитой змеи, бояться самооправдания и вражды к ближнему. (Письмо 110)
  • Надо... бороться с помыслами, не ссориться из-за пустяков, уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом выиграете во много раз больше), скорее мириться, открывать помыслы, чаще причащаться... (Письмо 11)
  • Всем надо держать за двумя заборами язык, тогда легче будет жить. (Письмо 144)
  • Ищите царствия Божия, и все приложится Вам. Все - и материальное обеспечение, и книги, и даже люди, все, что только может послужить делу спасения. (Письмо 151)
  • Еще раз советую: скрывайте от всех свои душевные состояния, всех жалейте, о врагах своих молитесь (хоть одним умом, если сердце не слушает), и Господь не оставит Вас. П.152
  • Живите мирно, трудитесь, терпите друг друга, боритесь с грехом, понуждайте себя на все доброе и будете причислены к лику мучеников бескровных. (Письмо 1)
  • Сидите ли, стоите, лежите, смотрите, отвечаете, говорите, относитесь к ближнему, думаете и прочее, попробуйте все это делать по заповеди Божией, как бы пред Самим Богом, ибо воистину везде Господь. (Письмо 157)
  • Старайся быть незаметной везде, сокрушайся в своих недостатках явных и тайных. Сокрушение сердца восполняет недостаток делания заповедей, да они и исполненные не угодны Богу, если нет сокрушения. (Письмо 95)
  • Не теряйте случая, когда можно приобрести хорошие книги. (Письмо 163)
  • Сколько бы вы ни падали -- не отчаивайтесь и не теряйте совсем веры. Сохраните хоть "одну точку", которая видит и сознает, и сокрушается иногда о Вашем состоянии -- и вы не утоните в море житейском. Господь не допустит до этого, а в критическую минуту подаст вам руку, как утопающему ап. Петру. (Письмо 165)
  • Жизнью, опытом изучайте Евангелие. Жизнь во Христе даст вам такую полноту, такое разумение всего, радость духовную, твердость, -- что жизнь мирских людей покажется (как она и есть на деле) ничтожной, неинтересной, бедной, жалкой, суетной, преисполненной мелких дрязг, неприятностей, а часто и великих скорбей. (Письмо 169)
  • ...в больницах не осуждают друг друга за ту или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями -- грехами. (Письмо 175)
  • Делайте со своей стороны что можете, а Господь сделает все, что нужно для Вашего спасения. (Письмо 177)
  • Келейно можно и до Троицы делать поклоны. (Письмо 178)
  • Уже внешний вид человека духовного и раба дьявола говорят ясно, к чему ведет тот и другой путь. По плодам их узнаете их, -- говорит Господь. (Письмо 194)
О вечных мучениях

Говорю же, что мучимые в геене поражаются бичом любви! И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние.
Преп. Исаак Сирин Слово 18

игумен Никон:
  • Горе тем, кто оскорбит любовь матери! Бесконечное горе оскорбляющим любовь Божию. Лучше бы им не родиться! Вечное пламя в груди будет жечь и не сжигать их. (Письмо 232)
  • Если мы на эту любовь Божию к нам ответим равнодушием, неверием, нежеланием бороться с грехами, сознательным нарушением заповедей Божиих, самооправданием вместо слезного покаяния, то что ожидает нас? -- Ожидает нас тогда отвержение от лица Божия. Какою мерою меришь, такою и возмерится тебе, -- говорит Господь. Если мы отвергаем делами любовь Божию к нам, то и Господь отвергнет нас. Не знаю вас, отыдите от Меня во огнь вечный. Вот суд Божий, уже здесь произнесенный на упорных грешников, презирающих слово Божие, искажающих Евангелие для оправдания своей греховности. Горе им! (Письмо 200)
  • Можно полагать, что червь неусыпающий и огнь неугасающий в будущей жизни есть нескончаемая скорбь сердца о том, что было время, когда можно было доказать свою любовь ко Господу, потерпеть разные страдания ради Него, доказать любовь не только страданиями, но и верой в Него среди сомнений всяких, среди страхов, духовного одиночества, сознания своих немощей, бессилия и проч. и проч., -- и не доказали... (Письмо 78)
  • Сердце материнское! Горе тем, кто оскорбит его! Много слез надо будет пролить, чтобы освободить таким людям свое сердце от боли, от угрызения совести ("червь неусыпающий"). Все начинается здесь для человека: рай и ад. Только умершие здесь душой не чувствуют ничего, пока не воскреснут для вечной муки, о реальности которой говорят муки тех, кто еще здесь воскрес и почувствовал страдания, являющиеся образом, тенью будущих страданий для нераскаявшихся здесь. (Письмо 212)
  • Душа наша, образ Божий, живущий в нас, желает быть причастником страданий Христовых, только наше малодушие и немощь боятся их, хотя силы, может быть, и хватило бы на терпение. И вот Господь из любви к нам посылает по силе каждого невольные скорби и болезни, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками Своих страданий. Кто здесь не страдал Христа ради, того будет угрызать совесть в будущем веке, -- ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей. Совесть будет угрызать нас, что не ответили взаимностью на любовь Божию. (Письмо 266)
  • Скорбь, теснота, вечное угрызение совести, червь неусыпающий и огнь в сердце неугасимый тем, кто презрит эту любовь Божию, не даст полной цены жертве Божией за нас. "Да молчит всяка плоть человеча, да стоит со страхом и трепетом" пред Крестом Христовым, пред любовию Божиею, призывающей каждого грешника ко спасению через веру и покаяние. Пришел Господь Иисус Христос не судить мир, погибающий в грехах, но спасти его. (Письмо 285)
О себе...

...посвятить себя Богу, и жить добродетельно, есть одно из великих дарований Христовых.
Преп. Исаак Сирин. Слово 21

схиигумен Иоанн:
  • Человек я от природы застенчивый и недалекого ума, это я вполне сознаю, и память плохая. В школах я не учился... (предисловие)
  • ...и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. (предисловие)
  • Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести всю мою жизнь в монастыре. (предисловие)
  • Иногда смущает меня мысль, зачем переписку веду, безграмотный, с образованными. (Письмо 8)
  • ...как же я могу учить других, когда сам иду ощупью и спотыкаюсь; а если ведет слепец слепца, оба упадут в яму. А я, безграмотный, как могу руководить других в таком великом деле, которое дороже всего мира; у меня своих опытов духовных нет, а если кому отвечаю -- не свое, а заимствовано от святых отцов, и сам краснею: других учу, а сам как живу. (Письмо 15)
  • К стыду моему, живу я в монастыре уже сорок восемь лет и до того расстроился, что просто не знаю, с чего и начинать, как спасти свою душу; однако ты не подумай, что говорю так по смирению. Нет, нет, я такой есть воистину. Смолоду было у меня ревности хоть отбавляй. Носил некоторое время власяницу и вериги, старался искать святых подвижников, но как-то не удавалось найти, вероятно, не понимал их по неопытности своей. Первая ревность очень обращает внимание на букву, убивающую дух; и не встречал такого наставника, который мог бы поддержать ревность и руководил бы правильно в духовной жизни, а без руководства живущий, по Лествичнику, "ненадежный", ибо он кичится; так я и остался ни с чем. Но не отчаиваюсь, верую в Божие милосердие и стремлюсь к Нему по силе моей. Припоминаю евангельский виноградник, в который пришли наемники уже в одиннадцатый час и получили такую же плату, как те, которые работали с утра. Очень я доволен и рад, что Господь судил мне жизнь проводить в стенах монастыря.(Письмо 15)
  • Читай Святое Писание и святых отцов и умудряйся. А что значат мои советы, когда сам иду ощупью; если что пишу, из тех же источников черпаю. Я подобен бане: других омываю, а сам остаюсь таким же грязным. (Письмо 58)
  • Ты пишешь, что "ленивая и нерадивая", и просишь, чтобы поругал тебя. Как я могу тебя ругать, когда сам состарился и этим же недугом одержим, и у .меня его больше, чем у тебя. Все же не будем унывать и отчаиваться, смиримся и положим начало, хотя и в одиннадцатый час мы пришли (Мф. 20). Но Господь очень милостивый, такую же плату дает, [как тем] которые трудились с утра. (Письмо 62)
  • Благодарю Бога за скорую помощь и за молитвы святых подвижников, ибо я советами их руководствуюсь в сей юдоли плачевной. Кто я такой без помощи Божией? Прах земной и отвратительный, смердящий гной. (Письмо 77)
  • В Киеве был такой случай: были похоронены схимник и послушник; когда открыли гробы, то на послушнике оказалась схима, а на схимнике -- послушническая одежда. Вот тебе и схимник! Недостойно ты, бедняга, носил схиму, послужила она тебе не на спасение, а на осуждение. Пишу эти строки и краснею: ведь я тоже схимник. Увы, не послужила бы она мне тоже во осуждение! Однако не отчаиваюсь: Господь милостив, знает нашу немощь и схимнику дал покаяние. Слава, Господи, святому милосердию Твоему! (Письмо 78)
  • ...иногда готов волосы свои на голове рвать за свое нерадение. Время жития моего в сей юдоли плачевной приближается к концу, и бренное мое тело взято из земли и в землю паки опустят. Пишу эти строки и плачу. Господи! Помоги же мне, грешному изуверу, принести истинное покаяние, подобно тому иноку Силуану, которого я отпевал не так давно, и сподобил причаститься Святых Твоих Тайн, недостойно носящему светлые церковные ризы, и именоваться служителем и совершителем божественной литургии; опять плачу. Кончаю писать и ложусь в постель, продолжаю плакать, и слезы текут струей. Тишина, огонь погашен, братия улеглись спать, и опять усиленный плач... Напялил схиму на себя, обещался пред Евангелием и пред братией нести подвиги, а как живешь? (Письмо 117)
игумен Никон:
  • ...представляется вся моя прошедшая жизнь цепью падений, нарушений всех заповедей евангельских, искажением их даже и в случаях, когда, казалось, поступал по-христиански. (Письмо 264)
  • [по прочтении "Братьев Карамазовых"] Вот где раскрывается душа человеческая! Какой жалкой пародией кажется научная психология пред психологией Достоевского. Я когда-то был настолько наивен, что хотел познать душу, изучая курсы психологии. Сколько глупостей делаешь в молодости, когда нет у тебя руководителя. Вот я действительно был, как в лесу. (Письмо 245)
  • С моим мнением я прошу не считаться. Я ничего не знаю, а делайте как лучше и как благословит Бог. "Из хода дел разумевайте волю Божию," -- говорит преп. Варсонофий Великий. (Письмо 9)
  • Я тоже о себе скажу, только скажу несколько иначе: "Я очень плохой пастырь и еще хуже человек". Воистину это так, и больше ,чем только так. Ясно, что я никем не могу руководить. (Письмо 145)
  • ...в тюрьме молитва Иисусова сама делалась, почти без всякого напряжения, а потом стало трудней. (Письмо 213)
  • говорю и не делаю того, что должно. Горе мне! (Письмо 247)
  • Сегодня, 5/IV-30 года, было Вербное воскресенье. Я получил новое имя.[подразумевается монашеский постриг] А через три года, тоже 5/IV-33 г., я был... [подразумевается арест] Это было действительно отречение от всего. Наше поколение (их уж мало в живых) буквально было навозом для будущих родов. Потомки наши не смогут никогда понять, что пережито было нами. Достойное по делам нашим восприняли. Что-то вы воспримите? А едва ли вы лучше нас. Да избавит вас Господь от нашей участи! (Письмо 250)
  • ...увы! -- в лености иждиваю дни свои. Скажу Вам, что меня ждет в будущем большое осуждение за то, что я кажусь людям лучше, чем есть на самом деле. Очевидно, есть какое-то лукавство или лицемерие во мне, может быть, несознательное (думаю, что сознательного нет), из-за чего многие считают меня лучше, чем я есть. Этого боялся даже ап. Павел. (Письмо 267)
  • В течение моей жизни я находил утешение в самых тяжких обстоятельствах и искушениях лютых -- в вере в Господа Иисуса Христа и в молитве. (Письмо 307)
Напутствие

игумен Никон:
  • ...нужно доказать свою любовь к Нему внутренним решением: "буду верить в Тебя, буду всеми силами исполнять Твои заповеди, буду страдать за веру в Тебя, откажусь от всего и от всех -- от личной жизни, от родных -- и только Ты, Господи, не откажись от меня, не попусти мне потерять веру и мужество, не попусти возроптать на Тебя, если постигнут слишком тяжкие скорби и страдания свои или близких моих, даруй мне возлюбить Тебя всем сердцем". Если сохранишь такое устроение, то тебе легко будет пройти твой жизненный путь... Друг мой, одно прошу: никогда не отступай от Бога, как бы глубоко не пал, как бы не согрешил и не оскорбил (от чего да избавит тебя Господь) Господа, но, как блудный сын, проси у Него прощения и вновь понуждай себя жить по заповедям. Грядущего ко мне не изжену вон. (Письмо 78)
Прощание...

Блажен путь в онь же идеши днесь душе...
(из прокимна службы погребения)

схиигумен Иоанн:
  • Суетный мир продолжает жить своей жизнью, а многогрешное мое тело лежит в холодной могиле; тело взято из земли и возвратится в землю, а дух возвратится к Богу, Который дал его, говорит Екклесиаст. А ты что приобрел для будущего века? А! Мученики покажут язвы за Христа, преподобные -- подвиги, а ты что? (Письмо 117)
игумен Никон:
  • Когда человек сердцем почувствует, что душа его прокажена грехом, вся в язвах, что он бессилен сам исцелить свою душу, как прокаженный бессилен сам себя исцелить, когда пред очами близко станет смерть и мытарства -- тогда остается одна надежда, одно прибежище -- Спаситель наш Господь Иисус Христос! До этого времени Он был далек от нас, вернее, мы были далеки от Него, а теперь Он -- единственный Спаситель, с неба пришедший спасти нас, взявший грехи наши на Себя вместо нас, потерпевший последствия грехов наших, покрывший Своей любовью наши беззакония; обещавший за веру в Него и за покаяние все простить, очистить нашу душу и тело, соединить кающихся грешников с Собою в Таинстве Причащения еще здесь, на земле, в залог вечного соединения в будущей жизни, усыновить нас Отцу Своему и чрез это сделать участниками вечной Божественной славы и блаженства. Вот в чем состоит христианство! Вот любовь Божия, милость Божия к падшему роду человеческому. (Письмо 285)
  • Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь -- там Бог, там радость и спасение, а вражда и зависть от дьявола. (Письмо 307)
  • Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга. (Письмо 306) [22 августа 1963 г., за 2 недели до кончины]





Содержание :: < :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: > :: Статьи



Hosted by uCoz